Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» принят в первом чтении

25.01.2022
25.01.2022
Основные

Сохраняется огромное число вопросов сегодня к отдельным его положениям», — пояснил он. Его поддержал коллега Михаил Матвеев. Центральная власть готовит почву для сворачивания местного самоуправления, потому что в качестве проводника непопулярных реформ ей выгодно иметь органы, ответственные «не перед населением, а перед вышестоящим начальством», заявил депутат. Он заметил, что «душить» МСУ начали не сегодня: сначала его «ободрали», т. е. забрали почти все налоговые поступления. «Если в законе прописано, что губернатор может отрешить от должности даже всенародно избранного мэра, но у населения такой возможности нет, я задаю вопрос: на кого будет ориентироваться этот мэр? Кто является источником власти: народ или вышестоящий чиновник?» — возмущался Матвеев.

Однако глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что документ прошёл все необходимые регламентные процедуры. «У нас очень много предложений. 41 отзыв пришёл из субъектов Федерации. Документ готов. Те вопросы, которые задаются, я считаю, что мы должны их выслушать и ответить уже непосредственно при обсуждении вопроса», — ответил депутат на предложение коммунистов. По итогам голосования предложение Куринного не было поддержано. За снятие документа проголосовало лишь 99 парламентариев из 365 голосовавших.

В итоге депутаты 1,5 часа обсуждали законопроект и высказывали свои соображения. 

Один из авторов инициативы, Павел Крашенинников, для начала напомнил коллегам, что задача местного самоуправления — решать местные вопросы и обеспечить комфортную жизнь людей. «Очень важно, что мы подготовили новый закон. Старый, действующий [закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“] менялся 186 раз и <…> превратился в „лоскутное одеяло“», — посетовал спикер. Тезис не новый: таким же образом Крашенинников ругал уже утративший силу закон о региональной власти. Парламентарий посмотрел в сторону коммунистов и подчеркнул, что органы местного самоуправления объединяются, а не ликвидируются: «Ни о какой ликвидации речь не идет, может быть, об оптимизации». Число муниципалитетов в результате реформы сократится как минимум вдвое, указал депутат. Но тут же дал понять, что ничего страшного не происходит: все равно не хватает финансов и кадров для эффективного решения вопросов и поселение адресует вопросы на уровень выше. А субъекты «не горят желанием» решать указанные вопросы. В итоге из-за этой «чехарды» в проигрыше граждане.

Парламентарий также объяснил, что ответственность глав муниципалитетов перед губернаторами усиливают, для того чтобы «власть работала как единый механизм». Законом предлагается ввести 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. Есть еще 28 полномочий, с которыми субъект разбирается сам. Основная часть положений должна вступить в силу с 1 января 2023 года, а до 1 января 2028-го — переходный период.

Не получится ли так, что человеку придется ехать за сотни километров, чтобы решить свои проблемы, поинтересовалась представительница партии «Новые люди». Крашенинников пояснил, что закон как раз и нужен для того, чтобы человек не бегал от одних чиновников к другим. И поэтому в населенных пунктах продолжат работать территориальные подразделения органов власти районного уровня. «Правовое и финансовое положение этих лиц (жителей) в конечном счете даже улучшится», — обещал парламентарий. А прогнозы о массовых увольнениях чиновников — это «ерунда».

Отказ от поселковой системы «несет в себе риски обезлюдивания» территорий, указал глава комитета Госдумы по региональной политик и местному самоуправлению Алексей Диденко (ЛДПР).

«Россия так никогда не управлялась со времен реформ Александра II. Фактически у нас теперь будет меньше местного самоуправления, чем 150 лет назад!» — недоумевала депутат Оксана Дмитриева, которая не входит ни в одну из фракций. В ответ Крашенинников отметил, что на все муниципалитеты в стране квалифицированных кадров не хватит. И указал, что, возможно, если губернатор поручится за конкретного человека, он сможет объединять и представительную, и исполнительную власти. Т. е. решение субъект сможет принимать сам. Реформа провалится, если не обеспечить полномочия деньгами, предупредил Анатолий Лисицын из «Справедливой России». Крашенинников пообещал, что поправки в Бюджетный кодекс РФ будут. «Но в этом законе бюджетных норм нет, потому что это не предмет закона», — добавил депутат. 

В отсутствие органов власти на местах эту роль возьмут на себя криминальные и национальные авторитеты, предупредил эсер Андрей Кузнецов. «Ситуация будет выходить из-под контроля, и вот эта оптимизация во что выльется? В тот хаос, который потом будет решать гораздо сложнее», — указал депутат и припомнил оптимизацию здравоохранения. Заключил тем, что законопроект нельзя «на уровне одобрямса принять», он один из важнейших в созыве. 

В итоге за принятие законопроекта проголосовали 294 депутата, против — 77, а еще двое воздержались. Работа над документом будет продолжена при подготовке ко второму чтению.