Новости в системе закупок с 01 апреля по 08 апреля 2022

Уточнили требование к кредитному рейтингу банков-гарантов в госзакупках

С начала года к банкам, которые вправе выдавать независимые гарантии, предъявляют требование лишь о наличии кредитного рейтинга.

Правительство зафиксировало показатели такого рейтинга по состоянию на 1 февраля текущего года. Они не поменяются до 1 июля.

Новшества вступили в силу 25 марта.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 446

Правительство утвердило положение о реестре едпоставщиков лекарств и медизделий в госзакупках

В реестр могут попасть поставщики лекарств и медизделий, если единственный производитель из страны, не вводившей экономические санкции против РФ. Напомним, недавно разрешили закупать такие товары у едпоставщика по специальному основанию.

Для регистрации нужно обратиться в Минпромторг и представить ряд сведений, в частности:

- заключение об отсутствии аналогов в РФ (Минздрава - в отношении лекарств, Росздравнадзора - в отношении медизделий);

- данные бухотчетности за последний отчетный период;

- сведения организации о том, что она не проходит ликвидацию или конкурсное производство;

- заявление о готовности поставлять лекарства или медизделия, а также гарантийное письмо производителя (если заявление не от него).

Поставщику могут отказать в регистрации или исключить из реестра, например, по таким причинам:

- несоответствие требованиям, в том числе в связи с регистрацией отечественного аналога;

- отказ производителя осуществлять поставки через единственного поставщика.

Положение действует до 1 августа 2022 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 443

Суд: в госзакупке с проектной документацией нужно указывать эквивалент товара

Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент не установили.

Контролеры посчитали это нарушением: если в проектной документации есть, в частности, конкретный производитель, то в закупке надо приводить условие о возможности поставки эквивалентного товара.

Суд поддержал такое решение:

- отсутствие условия об эквиваленте нарушает правила описания объекта закупки. Это может ограничить число участников, у которых есть возможность поставить аналогичную продукцию;

- заказчик не доказал, что поставка товаров иных производителей с нужными характеристиками препятствует достижению целей закупки или реализации проектных решений.

Отметим, в практике есть примеры с противоположной позицией. Ее занимают, например, АС Волго-Вятского округаУдмуртское УФАС.

Документ: Обзор судебной практики в сфере закупок за февраль 2022 года

ВС РФ: ковид-ограничения в стране производителя оправдали просрочку по госконтракту

Поставщик сообщил заказчику, что не может поставить товар из-за ограничений в стране производителя. Заказчик отказался от исполнения контракта. Контролеры не включили сведения в РНП.

Суды трех инстанций поддержали их решение, поскольку поставщик:

- не исполнил обязательства в срок по независящим от него обстоятельствам;

предлагал заказчику приостановить действие контракта или расторгнуть его по соглашению сторон;

уведомил о возможности поставить товар к концу года.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Сходную позицию занимают, в частности, АС Восточно-Сибирского и Уральского округов.

Документ: Определение ВС РФ от 23.03.2022 N 301-ЭС22-1801

С 30 марта госзаказчики устанавливают повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2022 году

В 2022 году получатели средств федерального бюджета должны закреплять в контрактах аванс в размере:

- от 50 до 90% суммы контракта (но не более ЛБО), если средства на финансовое обеспечение по нему подлежат казначейскому сопровождению;

- до 50% суммы контракта (но не более ЛБО) - если не подлежат такому сопровождению.

Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. "а" и пп. "б" п. 18 положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%.

Кроме того, аванс устанавливают и в контрактах на закупки товаров и услуг для федеральных нужд с запретом на него. Такой запрет приостановили до конца года.

Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных выше размеров в контрактах, которые заключили до дня вступления в силу поправок. Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности определения размера обеспечения контракта.

Правительство рекомендует учитывать новшества в том числе региональным и муниципальным заказчикам.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505

По Закону N 223-ФЗ без согласия нельзя закупать иностранное ПО для объектов значимой инфраструктуры

С 31 марта заказчикам по Закону N 223-ФЗ (кроме организаций с муниципальным участием) запретили закупать без согласования с федеральным ведомством, которое определит Правительство РФ:

- иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ (далее - объекты КИИ);

- услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.

С 1 января 2025 года, в частности, эти заказчики не смогут также использовать импортное ПО на объектах КИИ.

Правительство РФ среди прочего определит правила согласования указанных закупок.

Документ: Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166