Речь идет о вступившем в силу 14 марта 2022 года Федеральном законе № 58 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Утверждается ряд мер поддержки граждан и бизнеса.
Как говорится в размещенном на официальном интернет-портале правовой информации тексте закона, «срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний».
Власти не конкретизируют новацию про необязательность слушаний. Так, в день вступления в силу документа на сайте Госдумы появился комментарий, где этот нюанс формулируется так: «При разработке и согласовании градостроительной документации, например, проекта планировки территории, могут быть отменены некоторые процедуры и сокращены сроки рассмотрения документов».
Глава Тверского района Москвы Яков Якубович в интервью «Московской газете» напомнил, что публичные слушания и общественные обсуждения — это законодательно установленная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Политик сомневается в объяснении разработчиков документа о том, что отказ от слушаний ускорит темпы промышленного и гражданского строительства. По его словам, основные факторы задержек другие: рост цен на строительные материалы, нарушение логистических цепочек поставки, дефицит рабочей силы в связи с геополитическими изменениями, соответствующий контроль качества строительства, блокирование доступа к источникам финансирования строительства (запретительные кредитные ставки в банках). А процедуры обсуждения с жителями градостроительных решений, которые по природе своей должны легитимироваться именно таким образом, могут быть указаны в этом списке в последнюю очередь.
«Законодатель просто воспользовался политическими событиями и решил облегчить жизнь инвесторам, отменил базовую процедуру легитимизации развития городов, тем самым поддержав интересы не горожан, и без того находящихся ниже плинтуса в иерархии акторов городского управления, а застройщиков, причём достаточно грубо и неприкрыто. Понятное дело, что для застройщиков граждане, которые выражают протест в связи с проведением застройки — как «бельмо на глазу». Они мешают реализовывать инвестпроекты», — говорит Якубович.
Конечно, федеральные власти ничего не приказывают, окончательный выбор должны сделать местные власти. Однако есть высокая вероятность того, что норма из рекомендательной станет императивной.
Публичные слушания – эффективный способ предупреждения городских конфликтов. Как сообщала газета «Ведомости», с января 2017 по сентябрь 2019 года в 83 российских регионах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) произошло более 750 городских конфликтов с участием около 1 млн человек. Среди наиболее актуальных поводов для таких протестов в России лидирует точечная застройка (более 30% городских конфликтов). Актуальны также угроза утраты крупных рекреационных территорий (зеленых насаждений в городе) – 13%, объектов истории и культуры – 10%; еще 10% – требования по переносу или отмене планов строительства линий электропередач, вышек связи сотовых операторов, полигонов ТБО и мусоросжигательных заводов; лишение имущества (в частности, принуждение к переселению, снос торговых ларьков, рынков, гаражей) – 7%.
За прошедшие две недели с момента принятия Федерального закона № 58 не удалось найти официальных сообщений о том, что где-то местные власти поспешили воспользоваться новацией. Однако в столице уже циркулируют слухи о то, что в правительстве Москвы якобы хотят воспользоваться предоставленной «лазейкой» и до конца 2022 года отменить слушания, которые были возможны.
Получается, что ограничения на участие граждан в принятии решений в городах, которые начались в условиях пандемии (тогда вместо очных слушаний проводились виртуальные общественные обсуждения), теперь расширились.
«Чего уж там мелочиться? Почему бы тогда вовсе не отменить обсуждение с гражданами вопросов градостроительной деятельности вместо того, чтобы искать надуманные поводы для принятия непопулярных среди граждан и градозащитников решений? В последнее время некоторые застройщики и вовсе прибегают к силовым методам, чтобы отстранить градозащитников от возможности повлиять на градостроительные решения», — подчеркнул Яков Якубович.