Подрядчик не прошел экспертизу из-за ее удорожания - суды взыскали плату за проектные работы
Подрядчик выполнил проектные работы, но не получил заключение госэкспертизы, поскольку ее стоимость существенно подорожала: из-за допработ результат сдали после того, как изменили расценки. Общество просило заказчика увеличить цену контракта и продлить срок.
Заказчик не стал это делать и расторг сделку в одностороннем порядке. Среди прочего он пояснил: по условиям контракта надо получить положительное заключение экспертизы, без него работы не имеют потребительской ценности. Подрядчик обратился в суд.
Суд отказал. Апелляция и кассация поддержали подрядчика и взыскали основной долг за вычетом экспертизы, плату за услуги представителя, поскольку:
- отсутствие положительного заключения не означает, что не надо платить за фактически выполненные работы. Их результат имеет ценность для заказчика. Он может использовать его при заключении контракта с другим подрядчиком;
- из-за допработ и увеличения сроков сдачи результата стоимость экспертизы превысила цену контракта в 2 раза. Но заказчик уклонился от изменения его условий и не содействовал подрядчику в исполнении обязательств.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике подобных споров суды зачастую занимают позицию, что проектные работы без положительного заключения госэкспертизы не имеют потребительской ценности. На это недавно указывали, в частности, АС Московского и Центрального округов.
Документ: Определение ВС РФ от 12.04.2022 N 304-ЭС22-3665
Пояснили, какие закупки по Закону N 223-ФЗ не размещают в ЕИС, и рекомендовали авансировать договоры
С начала марта действует постановление о неразмещении в ЕИС информации о некоторых закупках, а именно:
- заказчиков под санкциями и (или) ограничениями (включая кредитные организации);
- кредитных организаций, если такие меры ввели против лиц, которые их контролируют.
Минфин среди прочего уточнил, что в других случаях эти правила не используют. Например, при закупках дочерней организацией, если в ее уставном капитале доли принадлежат заказчику под санкциями и этот заказчик не кредитная организация.
Списка заказчиков, против которых установили ограничительные меры, нет. Новшества применяют:
- со дня введения санкций в отношении заказчика. Если такие меры установили до вступления в силу новшеств, то с 7 марта;
- на основании общедоступной информации.
Отметим, постановление о неразмещении в ЕИС информации приняли, чтобы сгладить последствия ограничительных мер. Для этой же цели Минфин рекомендует устанавливать аванс в размере не менее 50% НМЦД при заключении любых договоров, которые исполняют в 2022 году. Заказчики должны в этом случае обеспечить контроль за расходованием средств.
Документы: Письмо Минфина России от 18.04.2022 N 24-01-09/34211
Письмо Минфина России от 19.04.2022 N 28-05-07/34796
Хотят уточнить правила медицинских госзакупок у едпоставщика и снизить порог для офсетных контрактов
20 апреля в первом чтении приняли поправки в том числе к Закону N 44-ФЗ.
Сейчас приобретать лекарства, медизделия и расходные материалы неконкурентным способом можно по п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при соблюдении ряда условий. Такая возможность есть у государственных или муниципальных медорганизаций.
Правительство, в частности, предложило разрешить закупать по указанному основанию и иным заказчикам. Медизделия и расходные материалы можно будет приобрести по правилам "электронного магазина".
До конца года заказчики смогут корректировать количество лекарств, медизделий и расходных материалов по контракту в пределах 30%.
Планируют также уточнить особенности закупок по офсетным контрактам, например:
- снизить с 1 млрд до 100 млн руб. минимальный объем инвестиций, которые должен осуществить поставщик-инвестор в рамках такого контракта. Он составит не менее 400 млн руб., если контракт заключают для нескольких регионов;
- закрепить обязательные условия офсетного контракта. Одно из них - максимальное количество товара (услуги), которое поставщик-инвестор может предоставить в течение года другим заказчикам региона напрямую. Оно не должно превышать 30% произведенной продукции. Есть исключение, когда такое ограничение можно не применять.
Документ: Проект Федерального закона N 107527-8
При госзакупках ряда промтоваров предложили устанавливать аванс не менее 90%
Минпромторг разработал проект постановления с перечнем продукции, при закупке которой получатели средств федерального бюджета должны устанавливать в контрактах аванс минимум 90% от их цены, но не более ЛБО.
В список вошли такие товары с кодом ОКПД2:
- 25.73.30 - инструмент ручной прочий;
- 25.73.40 - инструменты рабочие сменные для станков или ручного инструмента (с механическим приводом или без него);
- 26.20.40.150 - устройства числового программного управления;
- 27.90.31.110 - электрические машины и оборудование для пайки мягким и твердым припоем и сварки;
- 28.4 - оборудование металлообрабатывающее и станки.
Указанный аванс надо устанавливать, если:
- контракт заключают в 2022 - 2024 годах для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства;
- в отношении товаров из перечня был установлен запрет на допуск.
Общественное обсуждение проекта завершается 6 мая.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=126933)
Уточнили перечень одноразовых медизделий с ограничением допуска к госзакупкам
С 3 мая действует измененный перечень медизделий N 2.
В большинстве позиций изменили коды ОКПД2, коды видов медизделий и их классификационные признаки.
Так, в группу расходных материалов для аппаратов ИВЛ включили расходные материалы для наркозно-дыхательных аппаратов. В нее добавили новые коды ОКПД2, например 32.50.13.150, 32.50.21.121. Кодов видов медизделий стало меньше. В частности, исключили 110230.
Для каждого медизделия детализировали классификационные признаки.
Из перечня убрали некоторые позиции, например расходные материалы для аппаратов искусственного (экстракорпорального) кровообращения.
Примечание к перечню изменили. Среди прочего уточнили, что при установлении ограничений допуска должны совпадать классификационные признаки медизделия, а также его код вида по номенклатурной классификации и (или) код ОКПД2.
Документ: Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 733
ВС РФ подтвердил, с какой даты начислять пени за просрочку исполнения госконтракта
Стороны заключили контракт на работы. По нему результат надо сдать до 20 декабря. Сделали это почти через год.
Заказчик начислил пени с 20 декабря: по его мнению, предлог "до" означает окончание срока 19 декабря. Подрядчик их не выплатил. Заказчик обратился в суд.
Суды его поддержали, но поправили расчет неустойки, поскольку:
- срок сдачи работ - до 20 декабря. Значит, просрочка не могла возникнуть ранее 21 декабря;
- предлог "до" не влияет на дату ее начала. Этот подход применяют в судебной практике. Другого правила о том, как исчислять сроки с формулировкой "до указанного числа", в законодательстве нет.
ВС РФ не пересмотрел дело.
Напомним: ранее ВС РФ высказывал аналогичное мнение об учете предлога "до" при расчете неустойки. Сходную позицию занимают, в частности, АС Поволжского, Северо-Кавказского и Уральского округов. Однако, у АС Московского округа иная точка зрения.
Документ: Определение ВС РФ от 15.04.2022 N 303-ЭС22-4943
Госконтракт расторгли по соглашению сторон - ВС РФ не дал взыскать неустойку за просрочку
Подрядчик выполнил часть работ с нарушением срока. Заказчик начислил пени, и стороны расторгли контракт по согласию.
Заказчик потребовал в суде взыскать неустойку, поскольку подрядчик ее не выплатил. Три инстанции ему отказали:
- в соглашении о расторжении контракта стороны установили, что частично выполненные работы приняли и оплатили полностью без претензий;
- в приемочном документе санкций к подрядчику нет. Итоговую сумму оплаты в нем указали без вычета пеней;
- заказчик не потребовал неустойку ни при приемке, ни при оплате, ни при расторжении контракта.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
В практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах заказчик смог взыскать неустойку после расторжения контракта по соглашению сторон.
Документ: Определение ВС РФ от 18.04.2022 N 305-ЭС22-4253
УФАС напомнило: по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать, чтобы товар поставил производитель или дилер
В документации установили требование о наличии у участников из числа СМСП статуса изготовителя товара или дилера. Если такого статуса нет, от них надо получить документы в подтверждение права на поставку.
Контролеры решили, что это незаконно:
- условия закупки не дают оценить опыт и не гарантируют качество поставки. Они ограничивают конкуренцию. Так, на участие в тендере подали только 2 заявки. Одна из них не отвечала требованиям документации;
- участник может поставить товар и без документов от производителя или дилера. Они не обязаны отвечать на запросы, поэтому можно пропустить срок подачи заявок и не получить документы;
- по Закону N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке среди СМСП нельзя требовать документы о праве на поставку товара.
Сходную позицию занимает, в частности, Новосибирское УФАС. Однако в практике есть и иное мнение.
Документ: Постановление Владимирского УФАС России от 13.04.2022 по делу N 033/04/7.32.3-146/2022
ЦБ РФ снизил ключевую ставку
С 4 мая ключевая ставка равна 14%, что на 3 процентных пункта меньше предыдущего значения. Напомним, уменьшать показатель регулятор стал с начала апреля. В феврале ЦБ РФ дважды повышал ключевую ставку, причем с 28 февраля она увеличилась более чем в 2 раза.
ЦБ РФ указал, что риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарастать, а темпы инфляции замедлились.
По плану следующий раз регулятор обратится к вопросу ключевой ставки 10 июня.
Документ: Информация Банка России от 29.04.2022