Открывая заседание, первый вице-спикер СФ отметил, что страна находится в условиях новой геополитической и экономической реальности. И эта реальность оказывает влияние на все процессы. «Сегодня как никогда важна быстрая и эффективная работа всех органов власти, включая органы местного самоуправления».
Андрей Турчак подчеркнул, что в последние годы в целях финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов муниципалитетов на федеральном уровне реализован ряд значимых решений. В частности, смягчены условия предоставления субсидий и трансфертов.
«Благодаря нашим законодательным инициативам получили широкое распространение практики инициативного бюджетирования. По решению Президента с 2020 года с 40 миллионов до 1 миллиарда рублей увеличен призовой фонд Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Теперь гранты победителям составляют до 50 миллионов рублей», — сказал он.
«Вместе с тем, несмотря на все принимаемые меры, проблема низкой бюджетной обеспеченности большинства муниципалитетов по‑прежнему стоит остро. Объём доходов местных бюджетов в процентах к ВВП страны год от года сокращается», — отметил Андрей Турчак.
Первый вице-спикер СФ обратил внимание на то, что растёт зависимость МСУ от межбюджетных трансфертов. В прошлом году в общем объёме доходов местных бюджетов 63 проц. приходилось на безвозмездные поступления. Это на 8 проц больше, чем годом ранее. «Внушительным остаётся долг муниципальных образований. Он составляет почти 380 миллиардов рублей. Причем в структуре долга наибольшую долю занимают банковские кредиты. Большую часть собственных доходов местных бюджетов составляют отчисления от НДФЛ».
Вместе с тем, сказал Андрей Турчак, местные налоги так и не стали значимым фактором в формировании бюджетов муниципалитетов. «Требуется ряд системных мер для изменения ситуации».
Крайне важно, уверен Андрей Турчак, провести инвентаризацию и оценить «стоимость» всех полномочий МСУ. Для этого он предложил создать общедоступный электронный реестр всех полномочий МСУ. А затем провести оценку расходов.
Ещё одной немаловажной задачей сенатор считает ревизию долговой политики МСУ. «Для регионов в этой сфере принят ряд значимых решений. В первую очередь, по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Такую же работу надо провести и в отношении муниципалитетов».
По словам первого вице-спикера СФ, муниципалитетам следует повышать эффективность администрирования своих доходов. Активизировать работу по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов. Шире использовать механизм муниципально-частного партнёрства для привлечения инвестиций. При этом он отметил, что ситуация в финансовой сфере сейчас непростая.
«Сейчас продолжается подготовка нового закона о местном самоуправлении. И роль этого уровня власти будет только возрастать. Крайне важно, сделать так, чтобы у МСУ были в руках надёжные инструменты для эффективной реализации своих полномочий», — подчеркнул Андрей Турчак.
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко подчеркнул, что тема финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления является одной из самых актуальных для всех регионов и муниципалитетов нашей страны. В нынешних непростых условиях эти вопросы имеют особое значение, считает он.
Сенатор поделился проблемами, озвученными субъектами Российской Федерации. «Недостаточность бюджетных средств муниципальных образований для эффективного решения вопросов местного значения. Это давняя и до сих пор не решенная проблема, которая по‑прежнему актуальна для большинства муниципалитетов. Особенно сложно муниципалитетам справляться с так называемыми ресурсоемкими полномочиями. Это полномочия, связанные, прежде всего с созданием и эксплуатацией инженерных систем, в том числе систем коммунальной инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение)», — подчеркнул законодатель.
По его словам, эта проблема усугубляется еще и тем, что в значительной части муниципалитетов отсутствуют средства не только на строительство таких объектов, но и на разработку проектно-сметной документации на них. Кроме того, именно отсутствие этой документации зачастую не позволяет муниципалитетам получать поддержку от органов госвласти в виде софинансирования, участвовать в федеральных и региональных программах.
Андрей Шевченко предложил подумать о совершенствовании процедур внесения изменений в бюджетную роспись местного бюджета. «Эта мера повысит оперативность управления средствами на местах, тем более, что аналогичная нома уже имеется для случаев поступления межбюджетных трансфертов в бюджеты регионов».
Глава Комитета СФ считает важным рассмотреть вопрос о предоставлении из федерального бюджета субсидий в целях частичного возмещения затрат муниципалитетов на обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования.
В обсуждении приняли участие председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, сенаторы Российской Федерации, первый заместитель Министра финансов РФ Леонид Горнин, аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, губернатор Пензенской области Олег Мельниченко, представители местных органов власти.