Может стать больше требований к участникам закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
В Госдуму внесли проект о том, что участниками закупки по Закону N 44-ФЗ не смогут стать юрлица и физлица из реестра иностранных агентов.
Требование об отсутствии информации об участнике в этом реестре будут устанавливать в закупке. Оно не затронет участников - физлиц из реестра, которые аффилированы с иностранным агентом. Соответствие этому условию проверит комиссия по закупкам.
Сходные поправки хотят внести и в Закон N 223-ФЗ.
Отметим, такой реестр планируют разработать в рамках проекта о контроле за работой лиц под иностранным влиянием. Его приняли в первом чтении 7 июня.
Документ: Проект Федерального закона N 140449-8
Заказчик сложил показатели из заявки коллективного участника - суды нашли нарушение Закона N 223-ФЗ
Коллективный участник пожаловался, что при оценке заявок по критерию "квалификация" его финансовое состояние определили неверно. Сложили показатели убыточности без учета доли каждого из его членов. Итоговый показатель превысил 100% Из-за этого участник не стал победителем.
Контролеры напомнили: если участник закупки - группа лиц, требования документации надо предъявлять ко всей группе в совокупности. При этом в действиях заказчика нашли нарушение.
Три инстанции поддержали контролеров:
- закупочная документация предусматривала сложение показателей коллективного участника. Однако в данном случае суммарная оценка исказила его реальное финансовое состояние. Результат показал проблемы, которых в действительности нет;
- при оценке заявки коллективного участника следовало учитывать долю (объем) ответственности по договору между его членами;
- организатор торгов представил контролерам расчет оценки заявок, в котором показатели не складывали. Если бы его применили, участник стал бы победителем.
Напомним, позицию о том, что при оценке заявок показатели членов коллективного участника нужно суммировать, недавно поддержал ВС РФ.
Документ: Постановление АС Московского округа от 01.06.2022 по делу N А40-161335/21-149-1185
Поправки о снижении порога для офсетных госконтрактов приняли в третьем чтении
Хотят уточнить особенности закупок по офсетным контрактам, например:
- снизить с 1 млрд до 100 млн руб. минимальный объем инвестиций, которые надо осуществить по такому контракту. Если его заключают для нескольких регионов, то с 2024 года объем составит не менее 400 млн руб.;
- закрепить обязательные условия офсетного контракта. Одно из них - максимальное количество товара (услуги), которое можно предоставить в течение года другим заказчикам региона напрямую. Оно не должно превышать 30% произведенной продукции (объема оказанной услуги). Это условие станет обязательным с 2024 года.
Предложили также изменить правила медицинских закупок неконкурентным способом. Сейчас приобретать лекарства, медизделия и расходные материалы у едпоставщика при соблюдении ряда условий могут государственные или муниципальные медорганизации.
Планируют, что закупать только медизделия и расходные материалы таким способом смогут и иные заказчики. Лекарства из списка товаров исключат.
Приобрести медизделия и расходные материалы можно будет и по правилам "электронного магазина".
До конца года стороны смогут по согласию корректировать количество в том числе таких товаров по контракту в пределах 30%.
Документ: Проект Федерального закона N 107527-8
УФАС напомнило: госзаказчики должны учитывать новый ценовой порог, когда не нужно членство в СРО
В антимонопольный орган поступила жалоба: при закупке работ по капремонту незаконно требуют членство в СРО.
Контролеры признали жалобу обоснованной. С 1 мая 2022 года выполнять работы без такого участия можно, если их цена по каждому договору строительного подряда не более 10 млн руб. Поскольку НМЦК ниже, требование заказчика неправомерно.
К сходным выводам приходили, в частности, Псковское и Ямало-Ненецкое УФАС.
Напомним, до 30 апреля включительно членство в СРО было не нужно, если размер обязательств по договору не превышал 3 млн руб. Сумму увеличили в рамках антикризисных мер.
Документ: Решение Тверского УФАС России от 30.05.2022 N 05-6/1-77-2022
С 27 июня расширят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам
В перечень N 1 войдут, в частности:
- 03.22.20 - свежая или охлажденная пресноводная рыба (продукция рыбоводства);
- 10.13.15.110 - мясные консервы;
- 10.86.10.133 - молочные адаптированные смеси (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
- 16.21.12.110 - фанера;
- 17.23.12.130 - коробки, сумки, футляры, почтовые наборы из бумаги или картона с бумажными канцелярскими принадлежностями;
- 23.19.23.110 - стеклянная посуда для лабораторных целей;
- 26.52.1 - часы всех видов, кроме часовых механизмов и частей;
- 58.29.32.000 - прикладное ПО для загрузки;
- 62.01.2 - оригиналы ПО.
Некоторые позиции детализируют, например металлические готовые изделия (кроме машин и оборудования). Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельной продукции в перечень включат практически все позиции по коду 28.23.
В перечень N 2 среди прочего добавят такие товары:
- 27.12 - аппаратуру распределительную и регулирующую электрическую;
- 27.90.31 (кроме 27.90.31.110) - машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки;
- 28.91.1 - оборудование для металлургии и его части;
- 28.94 - оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства;
- 29.10.59.260 - оперативно-служебные транспортные средства для перевозки лиц под стражей.
Отдельные позиции детализируют, в том числе компьютеры и периферийное оборудование. Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Например, вместо некоторых товаров в перечень войдет большинство позиций по коду 28.25.
Документ: Приказ Минфина России от 11.05.2022 N 73н
Подписание госконтракта с исполнителем на УСН: суд признал незаконным исключение условия об НДС
Заказчик заключил контракты на текущий ремонт дорог с подрядчиками на УСН. В проектах контрактов было условие о включении в цену НДС. Однако при заключении соглашений налог из нее исключили, а сметы пересчитали с использованием коэффициентов.
Контролеры усмотрели нарушение и направили заказчику представление, несмотря на то что контракты были заключены по ценам победителей закупок. Суды поддержали проверяющих:
- контракт нужно заключать на условиях, предусмотренных извещением и документацией;
- нельзя менять структуру цены с помощью коэффициентов, которых нет в законодательстве, документации или контракте;
- указание цены с НДС не нарушает права участников на УСН. При заключении контракта у них не возникает обязанность уплатить налог.
Верховный суд не стал пересматривать выводы нижестоящих инстанций.
Полагаем, что безопаснее предусмотреть в проекте контракта варианты условия о цене для ситуаций его заключения с участниками на разных системах налогообложения. Так советовал делать Минфин. Кроме того, можно подстраховаться, определив в документации правила пересчета сметы, если победителем стал участник на УСН.
Документы: Определение ВС РФ от 08.06.2022 N 303-ЭС22-7854
Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте
Хотят установить типовые формы независимых гарантий при закупках по Законам N 223-ФЗ и 44-ФЗ
С 1 июля вступят в силу некоторые обязательные требования к обеспечительной гарантии при конкурентных закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Например, о том, что заказчик примет ее от тех же гарантов, что и по Закону N 44-ФЗ.
Минфин предложил утвердить положение о независимых гарантиях. В нем, в частности, хотят определить типовые формы гарантий для обеспечения заявок и договоров, а также доптребования к ним. Среди прочего, в гарантию будут включать такие условия:
- о том, что банк или региональная гарантийная организация должны выполнять обязательства, даже если их исключили из соответствующих перечней;
- в каком арбитражном суде разберут споры в связи с исполнением обязательств по гарантии.
Гарантию можно получить в форме электронного документа или на бумаге. Последнюю нужно прошить и пронумеровать.
Планируют также определить сходные типовые формы независимых гарантий для обеспечения заявок и контрактов по Закону N 44-ФЗ.
Новшества могут заработать 1 октября.
Общественное обсуждение проекта завершат 30 июня.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Ошибки в техзадании привели к просрочке - ВС РФ не нашел оснований для отказа от госконтракта
Подрядчик выполнил проектные работы вовремя. В ходе госэкспертизы заказчик обнаружил, что не учел в техзадании ряд позиций, и просил включить их в проект. Подрядчик это сделал, но заказчик отказался от контракта - конечного результата работ в срок не достигли.
Позднее проект получил положительное заключение. Акты приемки направили заказчику. Он работы не оплатил.
Первая инстанция оплату не взыскала:
- контракт вовремя не исполнили, поэтому отказ от него законный;
- до того, как отказ вступил в силу, результат работ заказчику не передали. Оплачивать их не нужно.
Апелляция решила иначе:
- заказчик просил выполнить допработы из-за своих упущений в техзадании. Просрочка возникла по его вине. Добросовестность подрядчика подтвердили контролеры;
- заказчик не доказал, что работы были с недостатками и без потребительской ценности. Он не направлял подрядчику претензии;
- результат работ сдали до того, как отказ вступил в силу. Заказчик направил уведомление по неверному электронному адресу и не доказал, что подрядчик его получил.
Кассация поддержала апелляцию.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Напомним, недавно ВС РФ согласился, что мотивированный отказ заказчика незаконный, поскольку просрочка возникла по его вине.
Документ: Определение ВС РФ от 10.06.2022 N 308-ЭС22-8194