Суды: госзаказчики вправе требовать регистрационное удостоверение на медицинскую мебель
Заказчик приобретал медицинскую мебель. Проект контракта обязывал поставщика представить на нее среди прочего копию регистрационного удостоверения. Участник посчитал требование незаконным и пожаловался в УФАС.
Контролеры и суды не нашли нарушений:
- по Закону об охране здоровья медизделия - это любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия для медицинских целей. Они подлежат госрегистрации. При этом медицинская мебель есть в классификации медизделий Минздрава;
- продукцию относят к медизделиям, если она имеет медицинское назначение. Мебель планируют использовать в медицинских целях, значит, она должна иметь регистрационное удостоверение. Требование заказчика правомерно. Оно не нарушило прав участников и не ограничило конкуренцию.
К сходным выводам приходили, в частности, Пермское и Чувашское УФАС.
Документы: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2022 по делу N А10-801/2022
Медицинские госзакупки: интересные примеры из практики за 2022 год
В госзакупке на поставку товара по заявкам заказчик выбрал не весь объем - суды не нашли нарушений
Стороны заключили сделку на поставку товара. Обязательства выполняли по заявкам заказчика.
Часть продукции поставили и оплатили. За месяц до окончания действия контракта поставщик потребовал выбрать весь объем продукции. Заказчик сообщил, что потребности в ней нет. Контрагент обратился в суд.
Три инстанции ему отказали:
- в контракте нет обязанности выбрать весь объем и ответственности за ее неисполнение. Условие о поставке партии товара по заявкам заказчика не означает, что тот должен приобретать продукцию, в которой нет надобности;
- по условиям сделки выставление заявки - право заказчика;
- ненаправление заявок на выборку всего объема не нарушает контракт. Без них у поставщика нет обязанности направлять товар заказчику, а у последнего - принять незаказанную продукцию;
- на момент рассмотрения спора в суде действие контракта истекло. Обязательств по поставке и приемке нет.
Напомним, сходную позицию поддерживает ВС РФ. Однако в практике есть пример, когда, несмотря на отсутствие заявок, поставщик доставил заказчику товар, и суды взыскали в том числе его стоимость.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.12.2022 по делу N А03-1943/2022
Ряду юрлиц могут запретить применять иностранные мессенджеры для некоторых задач
В третьем чтении приняли поправки, которые касаются банков, некредитных финансовых организаций, госкомпаний, обществ с долей публичного участия в уставном капитале более 50% и др.
С 1 марта 2023 года им могут запретить при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав применять иностранные мессенджеры, чтобы передавать (абз. 2 п. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 проекта):
- платежные документы;
- персональные данные граждан РФ;
- сведения о безналичных денежных переводах;
- информацию для проведения платежей;
- данные о банковских счетах и вкладах россиян.
Список таких мессенджеров Роскомнадзор опубликует на своем сайте (абз. 4 п. 1 ст. 1 проекта).
Хотят предусмотреть и другие новшества.
Документ: Проект Федерального закона N 141597-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/141597-8)
Продлили программу льготного кредитования для импортеров приоритетной продукции
До 30 октября 2023 года отечественные импортеры приоритетной продукции могут получить антикризисные кредиты. Плату за них рассчитывают исходя из максимум 30% от ключевой ставки, которая действует на день начисления процентов, плюс 3%.
Ранее планировали предоставлять ряд льготных кредитов до конца этого года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2354 (http://static.government.ru/media/files/abnQgmjEvkJvjJ1t19945I56vLjm0GZn.pdf)
Депутаты в финальном чтении приняли проект о такси
Масштабный проект о работе служб заказа такси, перевозчиков и водителей прошел третье чтение. Основная часть поправок может вступить в силу 1 сентября 2023 года (ч. 1 ст. 36 проекта). Рассмотрим ряд из них.
Планируют создать 3 региональных информресурса:
- реестр перевозчиков (ст. 6 проекта). В нем укажут в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку пассажиров;
- реестр такси (ст. 10 проекта). В нем будут данные о ТС, их владельцах и т.д.;
- реестр служб заказа такси (ст. 16 проекта). В него включат среди прочего адреса, по которым расположены базы данных, а также технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
В салоне такси обяжут размещать номер записи в региональном реестре перевозчиков такси и пр. (ч. 3 ст. 9 проекта).
Установят ряд запретов на допуск водителей к управлению такси. В частности, в рейс не выпустят того, у кого на день до перевозки есть более 3 неоплаченных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Исключение - случаи, когда сроки уплаты штрафов истекли (п. 4 ч. 2 ст. 12 проекта).
Службы заказа такси должны будут предоставить ФСБ или ее территориальному органу доступ к системам и базам данных, которые позволяют получать, хранить, обрабатывать и передавать заказы. Как выполнять обязанность, определит правительство (ч. 7 ст. 14 проекта).
Также обозначили, когда и как служба заказа такси отвечает за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира (ч. 2 ст. 29 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 121564-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/121564-8)
Хотят уточнить требования к условиям энергосервисных госконтрактов и особенности определения их НМЦК
Среди прочего предложили закрепить право исполнителя требовать от заказчика изменения контракта, например, в части уточнения перечня энергоэффективных мероприятий (абз. 5 пп. "а" п. 1 проекта изменений).
Новшество смогут применять, если при исполнении обязательств контрагент выявит неполноту и (или) недостоверность сведений об объекте заказчика, которые влияют на состав и технические характеристики энергоэффективных мероприятий.
Хотят скорректировать и порядок определения срока оплаты долей размера экономии. Он может составить от 5 до 45 дней со дня окончания периода достижения доли, за который осуществляют расчеты, но не более 30 дней с даты подписания акта о достигнутой экономии (пп. "и" п. 1 проекта изменений).
Особенности определения НМЦК тоже могут уточнить. Так, при расчете цены контракта со сроком год и менее за стоимость единицы энергоресурса предложили принимать цену, которую определили не ранее чем за 3 месяца до даты публикации извещения. Сейчас при расчетах используют тарифы, что действуют на момент объявления закупки (пп. "а" п. 2 проекта изменений).
Общественное обсуждение проекта завершат 3 января.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=134472)
Выплата по гарантии превысила размер неустойки - с госзаказчика взыскали неосновательное обогащение
Стороны согласовали поэтапную поставку и монтаж оборудования. Поскольку поставщик не исполнил обязательства по 2-му этапу, заказчик отказался от контракта и по решению суда получил всю сумму гарантии.
Поставщик заявил о неосновательном обогащении. Заказчику следовало начислить лишь штраф за ненадлежащее исполнение. Сумма гарантии превышала размер ответственности поставщика.
Три инстанции частично взыскали с заказчика неосновательное обогащение:
- в контракте указали, что обеспечение не возвращают при полном или частичном неисполнении. Такое условие можно применять только к той части гарантии, которая покрывает размер нарушенного обязательства. Иное нарушает баланс интересов сторон и приводит к неосновательному обогащению заказчика;
- в контракте можно закрепить право удержать обеспечение, которое внесли деньгами, в большей сумме, чем реальный размер обязательств контрагента. Поставщик не перечислял деньги заказчику. К гарантии такое условие применить нельзя;
- размер ответственности поставщика составил лишь пени за просрочку до даты расторжения контракта и штраф за неисполнение. Заказчик не доказал, что эта сумма не покрывает последствий нарушения обязательств. Об убытках или ином ущербе он не заявлял.
ВС РФ позицию поддержал.
Применительно к обеспечению, внесенному деньгами, в практике есть пример, когда суды не поддержали заказчика, который удержал из него всю сумму за нарушение контракта. Суды решили: обеспечение можно удерживать лишь в размере имущественных требований заказчика к исполнителю.
Документ: Определение ВС РФ от 14.12.2022 N 305-ЭС21-29162
КС РФ: сделка с единственным участником тендера по Закону N 223-ФЗ зависит от положения о закупке
Заказчик признал конкурс несостоявшимся, поскольку к участию в процедуре допустили только одну заявку. Он принял такое решение на основании положения о закупке и нормы ГК РФ о заключении договора на торгах.
Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры предписали завершить закупку: отказ заказчика от сделки нарушает основные принципы Закона N 223-ФЗ. Суды с ними согласились: договор надо заключать, даже если закупку признали несостоявшейся из-за того, что только одна заявка отвечает ее условиям.
Заказчик обратился в КС РФ. Так, по его мнению, у несостоявшейся закупки нет юридических последствий, а значит, нет и обязанности заключать договор с единственным участником.
КС РФ, в частности, пояснил:
- ГК РФ не определяет последствия признания в том числе конкурса несостоявшимся. Их конкретизируют в спецзаконах;
- положение о закупке нужно, чтобы восполнить краткость регулирования закупочной деятельности по Закону N 223-ФЗ. Так, в нем можно установить право или обязанность заключить договор с единственным участником;
- заказчик не обязан заключать договор с единственным участником, если процедуру признали несостоявшейся из-за того, что к ней допустили лишь одну заявку. Правило действует, если в положении о закупке предусмотрели, что в этом случае договор не подписывают и закупку проводят заново;
- если же в положении не урегулировали такую ситуацию или его условия позволяют действовать заказчику произвольно, то договор надо заключать с единственным участником при отсутствии препятствий для этого.
Документ: Постановление КС РФ от 23.12.2022 N 57-П
Планируют упростить госзакупки на право использования программ для ЭВМ и баз данных
Среди прочего хотят установить возможность проводить электронный запрос котировок без ограничения по объему и цене при закупке, по итогам которой заключают контракт на предоставление права использования программы для ЭВМ и базы данных (пп. "б" п. 4 ст. 1 проекта).
Заказчики смогут провести такие закупки и через "электронный магазин" при НМЦК не выше 50 млн руб. Их не будут учитывать в годовом объеме, если общая сумма не превысит 200 млн руб. (п. 6 ст. 1 проекта).
Новшества могут заработать 1 июля (п. 1 ст. 2 проекта). Общественное обсуждение проекта завершат 5 января.
Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=134581)