Правительство РФ. Изменены правила расчета минимального числа магазинов и ярмарок в регионах

14.05.2023
14.05.2023
Основные

Базовым значением было 202 кв. м стационарных продовольственных магазинов и 387 кв. м магазинов промтоваров на тысячу жителей. Но региональные власти должны были учитывать также расходы населения на покупку товаров, индекс роста цен, объем реализованных товаров, стоимость потребительской корзины и ряд других показателей.

Кроме того, до сих пор не был предусмотрен порядок актуализации ранее установленных нормативов. Это приводило к некорректным расчетам, к отсутствию своевременной актуализации нормативов, подчеркнули в министерстве. Простой и понятный механизм, предусмотренный новым документом, позволит сделать нормативы более приближенными к реальным условиям.

Теперь Минпромторг будет утверждать коэффициент для каждого региона (какое количество торговых площадей должно приходиться на 10 тысяч человек), а местные власти будут просчитывать, достаточно ли у них магазинов с учетом численности населения. Проект документа об утверждении коэффициентов находится в работе, уточнили в ведомстве.

Кроме того, до сих пор просчитывалось, сколько должно быть торговых мест на розничных рынках. Однако в последние годы из-за избыточно строгих требований к рынкам их число уменьшается, многие сменили формат на "ярмарки". И теперь в нормах будет учитываться количество торговых мест на ярмарках и рынках в целом. "Такой подход позволит стимулировать региональные и местные органы власти на создание наиболее подходящих условий для осуществления торговой деятельности населением, одновременно облегчая достижение соответствующего норматива", - отмечали разработчики поправок.

Нормативы будут действовать не более пяти лет, чтобы оперативно менять их с учетом демографической ситуации. В то же время увеличивать требования к количеству торговых точек можно и чаще. Для расчета должны использоваться данные о среднегодовой численности населения региона или города не более чем за последние два года. В районах Крайнего Севера, городах федерального значения, а также на новых территориях местным властям разрешается изменять нормативы с учетом местной специфики.

Нормативы являются ориентиром, минимальной планкой для развития торговли, отметили в минпромторге. Установление обновленных целевых индикаторов и их периодическая актуализация будут стимулировать развитие торговли в регионах, в том числе путем увеличения количества торговых объектов.

Эти правила служат как руководство для местных властей для территориального планирования, разработки генеральных планов городов или региональных и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Не стоит ждать, что, руководствуясь новым документом, власти начнут сносить торговые центры или насаживать везде формат ярмарок - это, скорее, про планирование будущего на следующие пять лет, своеобразная торговая "пятилетка".

Наибольшая обеспеченность качественными торговыми площадями среди городов-миллионников в конце 2022 года, по подсчетам Knight Frank, отмечалась в Самаре (771 кв. м на тысячу жителей), Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве и Воронеже. В целом, по данным Росстата, на конец 2022 года в России было 853 тысячи магазинов площадью 131 млн кв. м. Причем за последний год количество торговых точек выросло (было 835 тысяч), а их площадь уменьшилась (ранее 133 млн кв. м). Больше всего магазинов находится в Центральном (40,6 млн кв. м), Приволжском (29 млн) и Сибирском (15,6 млн) федеральных округах. Из регионов лидируют Москва и Подмосковье (10 и 12,7 млн кв. м соответственно), за ними следуют Краснодарский край, Татарстан и Тюменская область.

«Российская газета»