Госконтракт расторгли из-за недостоверных сведений в гарантии - суды не нашли оснований для РНП
Стороны договорились о капремонте школы. Позже в гарантии подрядчика нашли недостоверную информацию. Заказчик отказался от сделки и направил обращение в УФАС.
Контролеры и суды не увидели оснований для РНП:
- по Закону N 44-ФЗ в реестр включают, в частности, сведения о тех, с кем в одностороннем порядке расторгли контракт из-за существенных нарушений. Заказчик отказался от сделки по другой причине: подрядчик перестал отвечать условиям закупки, поскольку в гарантии нашли недостоверную информацию;
- такой вынужденный отказ не связан с существенным нарушением контракта. Это не основание для РНП.
К сходным выводам недавно приходили Курганское и Иркутское УФАС.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 07.07.2023 по делу N А57-21643/2022
Единственный поставщик: третье чтение прошел проект о новом случае медицинских закупок для регионов
Региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут неконкурентным способом приобретать по Закону N 44-ФЗ среди прочего:
- лекарства;
- лечебное питание;
- медизделия;
- средства для дезинфекции.
Провести закупку заказчикам разрешат у таких единственных поставщиков:
- у ГУП субъекта РФ;
- у АО, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.
Для подобных закупок предусмотрели особенности. Например, нужно будет уведомлять о заключении контракта контрольный орган.
Планируют, что эти поправки заработают с 1 июля 2024 года.
До 30 июня 2024 года включительно указанные заказчики смогут закупать в т.ч. перечисленную продукцию у ГУП субъекта РФ, если региональными законодательными актами на него возложили полномочия по ее поставке для этих заказчиков.
Документ: Проект Федерального закона N 119762-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/119762-8)
Случаи заключения госконтрактов в упрощенной форме могут расширить - проект принят в первом чтении
Планируют, что при закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
Новшеством смогут воспользоваться, в частности, заказчики из спецперечня, в т.ч. их подведомственные госучреждения и ГУП.
Документ: Проект Федерального закона N 391685-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/391685-8)
ЦБ РФ повысил ключевую ставку
С 24 июля ключевая ставка равна 8,5%, что на 100 б.п. выше прежнего значения. Такое решение регулятор принял на очередном заседании.
Следующее заседание запланировано на 15 сентября.
Документ: Информация Банка России от 21.07.2023
Суды поддержали заказчика по Закону N 223-ФЗ в споре о незаконных условиях документации
Контролеры вменили заказчику нарушение Закона N 223-ФЗ. По их мнению, документация содержала ряд незаконных условий:
- заказчик закрепил право на запрос дополнительных сведений и документов до подведения итогов. Условие могли применять не в равной степени ко всем участникам;
- исполнителя обязали согласовывать привлечение третьих лиц. Сам он не мог переуступать обязанности по договору. Это сочли вмешательством в хоздеятельность.
Суды с контролерами не согласились:
- возможность запрашивать у участников разъяснения или дополнения не ограничивала, а поддерживала конкуренцию. Условие позволяло не отстранять тех, кто допустил ошибки. Содержание заявок не меняли и не дополняли, чтобы не создавать преимущества отдельным лицам. Наличие такого права само по себе нельзя считать нарушением;
- исполнителя законно обязали согласовывать с заказчиком привлечение третьих лиц. Это условие о способе и порядке исполнения договора, которое должен соблюдать только победитель. Оно не ограничивало участников закупки. Кроме того, контрагенту не запрещали привлекать соисполнителей, а лишь обязали это согласовывать. Как оказывать услуги, он выбирал сам.
Отметим, в практике нет единства мнений о правомерности подобных условий. Так, ВС РФ поддержал позицию о том, что Закон N 223-ФЗ не разрешает дозапрос сведений и документов у участников до подведения итогов. Самарское же УФАС увидело ограничение конкуренции в требовании заказчика согласовывать с ним третьих лиц.
Документ: Постановление 9-го ААС от 23.06.2023 по делу N А40-13347/2023
УФАС: китайской продукции не следует давать приоритет по Закону N 223-ФЗ наравне с товарами из ЕАЭС
Участник закупки компьютеров пожаловался, что к его заявке не применили приоритет российских товаров. Он предложил отечественную продукцию, когда ряд других участников - китайскую.
Заказчик возразил. Нацрежим не применили, поскольку к российским товарам приравнивают в том числе продукцию из стран ЕАЭС и ВТО. В число последних входит Китай.
Контролеры заказчика не поддержали:
- приоритет устанавливают с учетом Договора о ЕАЭС и Генерального соглашения по тарифам и торговле. Последнее гарантирует странам - участницам ВТО благоприятные условия для ввоза и вывоза их товаров, а не для заключения договоров поставки;
- предоставление равных преимуществ товарам из стран ВТО и ЕАЭС противоречит смыслу приоритета. Его применяют только к российской и евразийской продукции;
- Китай не входит в ЕАЭС. Приоритет следовало дать отечественному товару.
Отметим, ранее ВС РФ поддержал противоположную позицию о том, что продукцию из стран ВТО приравнивают к российской. Ее разделяют АС Московского и Дальневосточного округов.
Документ: Решение Московского УФАС России от 27.06.2023 по делу N 077/07/00-8279/2023