Президент РФ. Владимир Путин поручил найти средства на обновление парка общественного транспорта в регионах

18.08.2023
18.08.2023
Основные

Ежегодно пассажирами наземного транспорта становятся более 10 миллиардов человек, метро перевозит три миллиарда, а еще более одного миллиарда - пригородные электрички. "Это при том, что в последнее десятилетие мы переживаем настоящий бум роста числа личных автомобилей, и популярность общественного транспорта, в основном в крупных городах, заметно снижалась, - отметил президент - Но эта тенденция сейчас постепенно меняется: все больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный".

Путин указал на то, что это происходит преимущественно в городах, где все виды транспорта грамотно увязаны в единую и удобную систему. Безусловным примером он назвал транспортную систему Москвы. То, что делается в этой сфере в столице, впечатлило главу государства не только масштабными перспективами, но и видимыми достижениями. "Они радикально изменили само представление о том, как может развиваться современный общественный транспорт громадного мегаполиса, на деле доказали, что он способен стать комфортным, быстрым, даже высокоскоростным", - добавил он.

Президент признал, что возможности столицы отличаются от остальных городов, но он уверен, что ее колоссальный опыт, который нарабатывался годами, полезен всем российским регионам, даже учитывая их особенности. По его мнению, жизнь и реальная работа показывают, что дело далеко не только в финансовых средствах, но в огромной степени результат зависит от стратегического, комплексного подхода, правильно выбранного вектора развития, грамотных управленческих решений.

Владимир Путин подчеркнул, что именно такой подход - во многом определяющий для успешной организации современного транспортного пространства как в крупных агломерациях, так и в средних и малых городах.

"Хорошо известны ситуации, когда люди заселяются в новые строящиеся комплексы и, бывает, потом годами - именно годами - живут там отрезанные от социальной и транспортной инфраструктуры или когда сложившиеся десятилетиями транспортные маршруты не соответствуют новым требованиям стремительно развивающихся городов", - продолжил президент.

Он добавил, что нередко нет мониторинга качества транспортного обслуживания и спроса граждан на поездки, в результате чего теряется много времени. Кроме того, нередки случаи, когда востребованные людьми маршруты просто закрываются, так как автобусы уже не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнить их дефицит нет ни у муниципалитетов, а подчас ни даже у самих регионов.

"Поэтому наша важнейшая задача - обновление парка, - заявил Владимир Путин. - Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, 5 тысяч троллейбусов и 4 тысячи трамваев, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, еще больше".

Глава государства считает, что опираться при этом надо на отечественную промышленность, машиностроителей и их смежников. "Справиться с этими задачами нам, конечно, позволяет сегодняшний уровень развития наших производственных мощностей, но при условии, конечно, что заказы предприятиям будут долгосрочными и четко просчитанными. Такие действенные меры правительству нужно принимать уже сейчас", - призвал он.

Президент напомнил, что в Послании Федеральному Собранию предложил задействовать механизм инфраструктурных кредитов, в частности, в размере 50 миллиардов рублей для поставки автобусов в малые города и сельские поселения. Путин заявил, что правительству необходимо найти надежный и постоянный источник финансирования работы по развитию и обновлению общественного транспорта в регионах. "При этом нужно обязательно учесть серьезные потребности наших новых субъектов Федерации в модернизации транспортного хозяйства, здесь вопросы, по сути, не решались десятилетиями", - добавил он.

Глава государства также призвал губернаторов при определении источника финансирования четко формулировать критерии обновления общественного транспорта. "К примеру, автобусы - единственный на сегодня вид транспорта, который не имеет официально установленного срока службы. Странно даже это звучит, но тем не менее это так", - пояснил он.

Еще один проблемный вопрос - зарплата водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. На большинстве территорий она ниже, чем средняя по региону. Президент полагает, что ответственным за это направление ведомствам вместе с регионами нужно разработать меры по повышению привлекательности профессии.

Председатель комиссии Госсовета по направлению "Транспорт", глава Бурятии Алексей Цыденов проинформировал коллег, что потребность регионов в обновлении автобусного парка до 2030 года составляет 65 тысяч транспортных средств, по троллейбусам - 5,1 тысячи, а по трамваям - 4,2 тысячи. Говоря о производственных мощностях, он констатировал, что российская промышленность справляется с поставленной задачей. Что касается продления программы льготного лизинга автобусов, то для этого ежегодно регионам необходимо не менее 60 млрд рублей, за исключением Москвы. В профильной комиссии Госсовета полагают, что необходимо учитывать экономические возможности каждого региона и устанавливать долю софинансирования каждого субъекта с учетом его долговой нагрузки и бюджетной обеспеченности.

Глава Минтранса Виталий Савельев сообщил, что перевозки общественным транспортом в первом полугодии выросли на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 7,3 млрд пассажиров. По его словам, транспортное ведомство планирует обеспечить поставку более 600 автобусов различных классов в новые регионы уже в этом году.

"У автобусов средний возраст, по данным регионов, составляет около 8 лет при сроке службы от 7 до 10 лет. У троллейбусов - 15 лет при сроке службы до 15 лет, у трамваев - 25 лет при сроке службы 25 лет, электричек - 13 лет при сроке службы не менее 30 лет", - сказал министр. Он отметил, что более 41 тысячи транспортных средств эксплуатируется за пределами этих средних сроков службы.

«Российская газета»