О том, какую роль компания отводит цифровизации управления городской средой и сферы здравоохранения и какие решения готова предложить заказчикам, рассказал директор по цифровым регионам Сибири ПАО "Ростелеком" Никита Жильцов.
Никита Владиславович, какие инновационные продукты "Ростелеком" представляет на "Технопроме" в этот раз?
Никита Жильцов: Прежде всего решения, связанные с управлением городской средой. Мы традиционно представляем свою платформу видеонаблюдения и видеоаналитики, но в этот раз сместили акцент на менее масштабные задачи муниципального уровня. Также презентуем интегрированную систему управления городским наружным освещением и зарядными станциями для электромобилей, включающую так называемую "умную" опору.
Кроме того, представлены и наши предложения в сфере цифровизации здравоохранения.
Как с помощью цифровых решений "Ростелекома" можно изменить городскую среду?
Никита Жильцов: Мы предлагаем множество продуктов. Это различные системы безопасности, видеонаблюдения, оповещения населения. Плюс решения в сфере транспорта - наш центр компетенций занимается тематикой интеллектуальных транспортных систем, систем автоматического управления дорожным движением.
Мы заключаем контракты на внедрение таких продуктов. Кроме того, занимаемся комплексными проектами, связанными с модернизацией уличного и внутреннего освещения. В этом году появилось направление архитектурной подсветки, которое способно кардинально преобразить облик города. Каждый год появляется что-то новое.
В стране уже девятый год реализуется федеральный проект "Безопасный город". Как это отражается на качестве жизни горожан?
Никита Жильцов: Платформа аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" позволяет агрегировать данные, полученные от множества различных информационных систем. Это, в первую очередь, система 112, куда поступают звонки и обращения от населения. Это всевозможные метеорологические системы, датчики, конт-роллеры, установленные на водных и дорожно-транспортных объектах. В зависимости от задач, которые ставят заказчики и органы власти, ситуация с интеграцией конкретных информационных систем в АПК "Безопасный город" в каждом регионе разная.
Главная цель - прогнозировать чрезвычайные ситуации и вовремя реагировать на эти угрозы. Соответственно, регионы, в которых внедряется "Безопасный город", в том числе один из его основных элементов - система видеонаблюдения, получают прямой эффект в виде повышения уровня безопасности граждан.
"Безопасный город" - это большие данные. Как осуществляются хранение и защита столь значительных массивов информации?
Никита Жильцов: Абсолютно правильный и справедливый в нынешних реалиях вопрос - по сути он относится не только к "Безопасному городу", но и ко многим информационным системам в разных сферах.
У некоторых заказчиков есть собственные центры обработки данных, и, соответственно, кто-то самостоятельно занимается защитой информации от киберугроз. Для заказчиков, которые не имеют необходимых для этого инфраструктуры, ресурсов и компетенций, "Ростелеком" готов реализовать под ключ проект и обеспечить все необходимые требования. У нас есть для этого свои центры обработки данных, в том числе облачные вычислительные ресурсы, которые мы можем предоставлять для развертывания этих систем. Мы готовы комплексно подходить к вопросу обеспечения информационной безопасности как при реализации проектов для заказчиков, так и в виде отдельной услуги.
Вернемся к вашей новинке: что такое "умная" опора, где ее можно применять и в каких масштабах?
Никита Жильцов: Смарт-опора - это один из элементов системы "умного" освещения. Обычно на опорах размещают световые приборы, камеры, детекторы, контроллеры, оборудование для операторов сотовой связи. В случае с "умной" опорой это комбинированное решение, позволяющее устанавливать инфраструктурные элементы различного назначения, в том числе системы наблюдения и оповещения, точки Wi-Fi, датчики экомониторинга. Основной задачей остается обеспечение уличного освещения, но поскольку днем освещение не используется, опору можно применять как источник зарядки электромобилей, развивая тем самым экологичный транспорт.
Ключевой вопрос
В каких городских агломерациях Сибири уже внедрены интеллектуальные решения "Ростелекома"? И каковы результаты их применения?
Никита Жильцов: В каждом регионе есть внедренные продукты нашего кластера "Цифровые регионы", но на уровне муниципалитетов это разный набор сервисов. Где-то мы занимаемся комплексно системами безопасности, где-то внедрена наша платформа для здравоохранения.
Что касается конкретных результатов, то ситуация тоже разная. Есть проекты, которые позволяют напрямую экономить бюджетные деньги - они связаны с энергоэффективностью. Мы меняем оборудование, выполняем энергосберегающие мероприятия, в том числе внедряя систему управления освещением или графиками включения и выключения электроснабжения, что приводит к прямой экономии расхода киловатт-часов и денежных средств наших заказчиков. Реализация таких проектов позволяет сократить потребление электроэнергии на 30-70 процентов. Чем масштабнее проект, чем старее оборудование, которое мы модернизируем, тем выше показатель.
Но и все остальные наши решения в целом призваны повышать эффективность за счет автоматизации действий, снижения нагрузки на персонал - например, врачей, специалистов диспетчерской службы. Там прямого эффекта, который можно подсчитать, как в случае с электроэнергией, нет, но есть другие метрики, и мы оперируем терминами "снижение нагрузки", "повышение эффективности". Так, когда помогаем правоохранительным органам посредством систем видеонаблюдения вести оперативно-розыскную деятельность, эффект заключается в повышении процента раскрываемости преступлений.
Мы подводим итоги и оцениваем результаты реализации каждого конкретного проекта. Экономический эффект измеряется комплексом факторов, в том числе внутренними расчетами наших заказчиков. Исходя из этих данных, заказчики принимают решение, какие сервисы им нужны, и заключают c "Ростелекомом" контракты. Мы готовы комплексно предлагать регионам, в частности - Новосибирской области, весь парк наших решений. Также можем проводить обследования состояния инфраструктуры для того, чтобы, например, формировать оптимальные предложения по цифровизации сферы здравоохранения.