Суды поддержали участника, которого отстранили от закупки с доптребованиями за некомплект документов
В извещении о строительной закупке установили доптребования к опыту на линейном объекте. Участник подтвердил квалификацию в том числе договором, КС-2, КС-3 и актом о завершении работ.
Заказчик отклонил заявку за неполный комплект документов. В нем не было актов приемки законченного строительством объекта, которые названы в постановлении о доптребованиях. Речь идет, в частности, о КС-11 и КС-14.
Контролеры и суды заказчика не поддержали:
- при исполнении договора, который представил участник, составляли лишь КС-2, КС-3 и акт о завершении работ. Все документы приложили к заявке;
- применять формы КС-11 и КС-14 необязательно. Стороны договорились, что не будут их составлять;
- постановление о доптребованиях называет только возможные варианты актов приемки. Этот перечень не закрытый.
ВС РФ отказал в пересмотре дела.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Определение ВС РФ от 22.05.2024 N 304-ЭС24-7459
Госзаказчики смогут отстранять участников за любые недостоверные данные: проект прошел первое чтение
Согласно поправкам заказчики станут отстранять участников или отказывать им в заключении контракта в том числе из-за недостоверных сведений в заявке (п. 1 ст. 1 проекта).
Сейчас такие решения принимаются, только если участник не отвечает, например, единым требованиям или предоставил недостоверную информацию о соответствии таковым.
Кроме того, заказчиков обяжут расторгать контракт в одностороннем порядке, если выяснится, что участник указал в заявке ложные данные, которые позволили победить в закупке (п. 2 ст. 1 проекта).
Сейчас нужно отказаться от сделки, если контрагент, в частности, представил недостоверные сведения о том, что он и (или) его товар соответствуют извещению.
Новшества могут заработать со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 504954-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/504954-8)
Кассация защитила заказчика в споре о незаконных критериях оценки заявок по Закону N 223-ФЗ
ФАС признала незаконным порядок оценки, который заказчик применял при закупке работ по замене систем пожарной сигнализации и пожаротушения. Извещение содержало, в частности, такие положения:
- итоговый результат оценки снижается на 5 баллов, если у участника был негативный опыт работы с заказчиком и (или) третьими лицами;
- участникам с ценовыми предложениями, которые меньше НМЦД на 25% и более, присваивается максимальное число баллов по стоимостному критерию.
По мнению контролеров и судов двух инстанций, такие критерии отбора были необъективными и ставили участников в неравное положение.
Кассация решила иначе:
- основная цель Закона N 223-ФЗ - создание условий для удовлетворения потребностей заказчика. Он сам определяет порядок проведения тендеров в положении о закупке;
- учет фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств помогал заказчику выявить контрагентов с негативным опытом. Участники сами предоставляли сведения о таком опыте в заявках. Критерий оценки не был условием допуска, его применяли ко всем одинаково. Вес критерия - всего 5 баллов;
- особый порядок расчета баллов по стоимостному критерию оценки установили, чтобы избежать демпинга. Это не противоречит Закону N 223-ФЗ, поскольку позволяет сократить разрыв между участниками с нормальными и заниженными ценовыми предложениями.
Документы: Постановление АС Московского округа от 20.05.2024 по делу N А40-168780/2023
Как составить документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ
Госзакупки с авансом по контракту не менее 80%: Минпромторг предложил расширить список товаров
В перечень продукции, при закупках которой получатели средств федерального бюджета закрепляют в контрактах аванс не менее 80% (в пределах ЛБО), планируют включить строительно-дорожную технику.
В список войдут 36 новых позиций, в частности (п. 3 проекта изменений):
- 28.92.22.110 - грейдеры самоходные;
- 28.92.24.120 - катки дорожные самоходные;
- 28.92.25.000 - погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные;
- 28.92.29.000 - автомобили-самосвалы, предназначенные для использования в условиях бездорожья;
- 28.92.30.150 - машины для распределения строительного раствора или бетона;
- 28.92.30.170 - асфальтоукладчики;
- 29.10.59.310 - средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами;
- 29.10.59.320 - снегоочистители.
Повышенный размер аванса при закупках указанной техники станет обязательным для контрактов, которые заключают в 2024 - 2026 годах. Авансовые платежи будут подлежать казначейскому сопровождению (абз. 4 п. 1 и п. 2 проекта изменений).
Есть и другие изменения.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/p/148047)