ДФО. Мастер-планы городов на Дальнем Востоке вышли на этап реализации: точки роста и слабые места обсуждаем с экспертами

03.09.2024
03.09.2024
Основные

Мастер-планы дальневосточных городов вышли на этап реализации. Как поясняют эксперты, фактически эта документация легла в основу долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития территорий, утверждённого правительством Российской Федерации. Что ждёт города ДФО, какие новые точки роста получат финансирование из федерального бюджета, и за что "верховный документ" критикуют в регионах?

Дальневосточное лобби

Илья Заливухин, Архитектор, федеральный эксперт в области градостроительства и формирования стратегий развития городов и агломераций:

Главная задача комплексного мастерплана — определить стоимость, обеспечить финансированием и реализовать наиболее эффективные проекты развития социальной, включая создание рабочих мест, инженерной и транспортной инфраструктуры города, а также параметров застройки проектов КРТ на период 3-5-10 лет.

Мастер-план — документ самого верхнего уровня, который выделяет главные экономические задачи развития территории, поясняют эксперты. Это, в первую очередь, "про деньги и цифры". В градостроительную документацию входит широкий перечень проектов, и для каждого готовится финансово-экономическое обоснование с целью привлечь финансирование из бюджетов разных уровней. Средства могут выделяться в том числе по линии института развития ВЭБ.рф. Причём счёт идёт на сотни миллионов и миллиарды. Сегодня мастер-планы разработаны для 25 населённых пунктов Дальнего Востока. Общий объём инвестиций оценивается в 4,4 трлн рублей.

Насколько эффективно будет реализована стратегия развития, зависит от команд на местах. В регионах создаются проектные группы, которые ведут системную работу над мастер-планом и заявляют те или иные проекты на финансирование. Каждый проект должен вписываться в общую стратегию развития территории.

Но предметно ознакомиться с градостроительными планами у широкой аудитории не получится. В открытых источниках есть только отдельные фрагменты.

Зато доступно распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 4073-р об изменениях долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городских агломераций Дальнего Востока. Как объясняют эксперты, большая часть работы по мастер-планированию вылилась в этот документ. Изучив его и другую доступную информацию о мастер-планах городов ДФО, можно провести небольшой анализ.

Хабаровск — дальневосточный автокластер

Ранее руководство Хабаровска заявляло, что мастер-план города занял 700 страниц, а его реализацию оценили почти в 1 трлн рублей.

Как и для всех дальневосточных городов, стратегия социально-экономического развития состоит из нескольких подразделений: образование, здравоохранение, спорт, культура, туризм, жилищная застройка, жильё, комфортная городская среда, коммунальная инфраструктура, транспорт и логистика, промышленнность.

Среди ключевых направлений развития промышленности — производство современных автобусов на газомоторном топливе и электробусов с объёмами производство до 1400 единиц в год. Проект по строительству специализированного завода уже реализует инвестор ООО "Дальневосточный автокластер" в рамках одноимённого автомобильного кластера с объёмом финансирования более 4 млрд рублей до 2030 года. Мастер-план предусматривает дополнительные меры поддержки и субсидии производителю. Ответственными в этой части, кроме регионального правительства, выступают Минпромторг, Минтранс и другие федеральные структуры.

Но самый инвестиционно-ёмкий — это промышленно-строительный кластер, который уже работает и активно наращивает производство строительных материалов. До 2030 года в него планируют вложить ещё 11,6 млрд.

Градостроительные планы связаны с комплексным развитием территорий, программой "Дальневосточный квартал" и концепцией 15-минутного города, когда всё необходимое жителю, от аптеки до офиса, находится на расстоянии 15 минут. Иными словами, грамотной уплотнительной застройкой. И надо отметить, что все дальневосточные города пошли по этому пути.

В Хабаровске должны появиться 11-ти центров благоустроенной городской жизни: Северный — База КАФ, Большая — Вяземская, Южный, Березовка, Красная речка, поселок Горького, а также районы новой застройки: Ореховая сопка, Городская гавань, микрорайон "Дальневосточный квартал". Планы мероприятий по комплексному развитию сейчас в разработке.

Прописан и объём финансирования для ключевых проектов. Так, создание Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей до 2030 года потребует 4,1 млрд рублей. Из них 2,5 млрд планируют выделить из федерального бюджета.

Строительство многофункционального лечебно-реабилитационного центра "Уссури" оценили в 6 млрд рублей.

В планах — новые школы, поликлиники и объекты туристической инфраструктуры. Большое внимание уделяется строительству и ремонту улично-дорожной сети.

Ряд мероприятий будет реализован уже в обозримом будущем. До конца 2024 года реконструируют стадион "Авангард" на 14 тысяч зрительских мест и сдадут стратегически важную тепломагистраль ТМ-35. Подвижной состав городского транспорта пополнят 18 троллейбусов и 11 трамваев.

Владивосток — остров инноваций

Примерно по такому же пути будут развиваться и другие дальневосточные города. Дороги и ливнёвки без финансирования не останутся. При этом для каждого города определены свои уникальные точки роста.

Что касается дальневосточной столицы, большое внимание стратегия социально-экономического развития уделяет острову Русскому. В приоритете — создание инновационного научно-технологического центра и строительство второй очереди Дальневосточного федерального университета. Также до 2030 года "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" создаст на острове источник синхротронного излучения. Это новые технологии будущего, которые находят применение в атомной энергетике, медицине, машиностроении и других отраслях, именно с помощью синхротронного излучения когда-то запустили андронный коллайдер.

До 2026 года на Русском появится макрорегиональный Русский инжиниринговый центр (РИЦ). Его создание оценили в 11 млрд рублей. Будет построен новый конгрессно-выставочный центр "Русский" с объёмами финансирования 11,8 млрд рублей до 2030 года.

Среди ключевых проектов на материке — "лёгкое метро", комплексное развитие территории в районе бухты Щитовая, строительство спортивной базы "Солнечная" и здания дружины "Аквамарин" Всероссийского детского центра "Океан".

В разделе "Образование" привлекает внимание объём финансирования. По этому направлению хотят привлечь 82,5 млрд рублей до 2030 года. Из них 48,7 млрд — федеральные средства.

Сразу несколько школ построят в районе улицы Русской и Снеговой пади. Также до 2028 года школа на 1275 мест появится в районе бухты Патрокла. Новые учебные заведения распахнут свои двери в районе мыса Кунгасного, Садгорода, на острове Русском. Запланирован капремонт 65 общеобразовательных организаций.

"Сейчас в городе активно идут работы по модернизации муниципальных учреждений образования. Они включают в себя капитальный ремонт школ № 21, 79, 80 и центра образования "Ступени". Также благодаря средствам казначейского кредита в рамках мастер-плана ведется капитальный ремонт корпуса лицея №3 по адресу ул. Главная, д.39 и здания детского сада по адресу ул. Постышева, д.7", — сообщает городская администрация.

И 37 млрд составит финансирование по направлению "Здравоохранение". Так, во Владивостоке все-таки хотят построить краевую психиатрическую больницу за 12,8 млрд рублей. Курировать проект будет Минздрав Российской Федерации.

Почти 30 млрд рублей потребует развитие спорта. Проектов заявлено большое количество. До 2026 года на острове Русском появятся легкоатлетический манеж и академия тенниса. На стадионе "Строитель" возведут "Центр бокса". В Первомайском районе построят крытый бассейн.

Значительно меньше разработчики мастер-плана решили инвестировать в культуру. Сумма составила всего 15,4 млрд рублей, из которых 10,9 — средства федерального бюджета. Так, реконструкция и благоустройство исторического центра Владивостока до 2027 года обойдётся в 1,4 млрд рублей. Создание выставочного комплекса в бухте Аякс — 1 млрд. Сегодня в рамках мастер-плана продолжается работы по реконструкции набережной Спортивной гавани.

Из интересного: почти 32 млрд потребует строительство парка развлечений "Мантера" на острове Русский. До 2029 года проект реализует одноимённая группа компаний. Уже известно, что в парке разместятся гостинично-административный комплекс, агрофуд-парк, семейный развлекательный центр и непосредственно сами аттракционы.

Конечно, нельзя обойти вниманием проекты комплексного развития территорий — КРТ. Во Владивостоке под КРТ попадает территория в районе мыса Кунгасного (до Океанского проспекта), мыса Калузина, мыса Фирсова (до проспекта 100-летия Владивостока), побережье бухты Малый Улисс.

Благоустройство парка Минного городка оценили в 5,2 млрд рублей. Сроки реализации проекта — до 2028 года. Также запланировано благоустройство 14 рекреационных зон.

Не осталась без внимания и наболевшая проблема коммунальной инфраструктуры. В городе хотят построить более 111,6 км тепловых сетей, 120 км канализационных сетей, 120 километров водопроводных сетей, очистные сооружения и объекты водоотведения. И более сотни километров инженерных сетей ждут капремонт и реконструкция. Колоссальные планы оценили в 279,8 млрд рублей. Из них 165,4 млрд — федеральные средства.

Кроме того, планируется привести в нормативное состояние не менее 85 процентов автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Примечательно, что 2 млрд направят на модернизацию знаменитого фуникулёра. По направлению "Транспорт и логистика" объёмы финансирования превысят 90 млрд рублей.

Среди масштабных промышленных проектов — создание восточного транспортнологистического узла Северного морского пути на платформе Владивостокского морского порта, рыбной биржи, зернового терминала с общим объёмом инвестиций 27,6 млрд рублей.

В числе ключевых мероприятий, которые будут реализованы в рамках мастер-плана Владивостока уже в 2024 году, — обновление электротранспорта, ремонт объектов культурного наследия в историческом центре, развитие улично-дорожной сети, капитальный ремонт общеобразовательных и спортивных объектов, благоустройство общественных пространств.

Надо отдать должное приморскому лобби. Мастер-план Владивостокской агломерации самый инвестиционно ёмкий среди дальневосточных городов. Правда, и к нему есть замечания. Эксперты указывают на то, что документ не учитывает в полной мере ранее проделанную работу по мастер-планированию и ратуют за более взвешенный подход.

Виталий Гречанюк, Председатель ТОС "Патрокл-Сочинская", член Общественной палаты Приморского края:

Оценивать мастер-план с точки зрения того, благо это для города или нет, совершенно бессмысленно. Учитывая, как устроены бюджеты муниципалитетов, которым не хватает финансирования для реализации больших инфраструктурных проектов, это однозначно благо. Будь то строительство дорожной инфраструктуры или школ, необходимо финансирование из федерального и регионального бюджетов. В этой связи мастер-план — способ продвинуть те или иные задачи инфраструктуры.

В первую очередь, жителей, конечно, волнует социальная и транспортная инфраструктура. Социальная — это школы, детские сады, библиотеки и многое другое. Но претензии разных экспертов — я сейчас транслирую не только свою точку зрения — заключаются в том, что мастер-план скорее выглядит как сборная солянка, куда многие проекты включены по непонятным критериям. Например, тот же керлинг-центр строится в рамках лоббистских усилий, которые изначально к мастер-плану Владивостока никакого отношения не имели.

О распоряжении правительства мы знаем с прошлого года. И да, в контексте микрорайона Патрокла там тоже есть кое-что. Но не всё, что включили в документацию по планировке территории, вошло в этот документ. В нём заложено строительство поликлиники, но не заложено строительство ранее предусмотренного спортивного комплекса, и у жителей возникает резонный вопрос — почему?

Кроме того, есть документ под названием ПКРТИ, принятый ещё в 2021 году. Это программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, составленная на основе исследования транспортной ситуации в городе. Были проанализированы пробки, нехватка парковочных мест, неразвитость системы общественного транспорта и разработаны соответствующие решения, которые вошли в итоговый документ, включая внедрение платных парковок и увеличение количества автобусов на маршрутах. Жители хотели бы более быстрой реализации этих мер. Что касается улично-дорожной сети, которая сейчас строится на Патрокле, она включена в мастер-план, но выглядит это притягиванием за уши просто потому, что два года назад уже выделялись средства на данные цели, однако аукционы по разным причинам не состоялись, а потом пришлось пропустить год, потому что в микрорайоне прокладывали тепловые сети. За прошедшее время деньги вернулись в бюджет и были потрачены на другие цели, так как требовались уже большие суммы. Улично-дорожную сеть Патрокла начали строить на казначеские кредиты, и причём здесь мастер-план, не совсем понятно.

Подводя итоги вышесказанному: очень важно, чтобы лоббировались решения, заложенные в ПКРТИ. Эффект от них ощутит весь Владивосток, ведь транспортная инфраструктура — это кровеносная система любого города, а в ПКРТИ заложены и ряд дорожных развязок, и строительство мостов, и расшивка узких мест. Если мастер-план — универсальный документ, который позволит под его эгидой реализовывать важные вещи, заложенные в ПКРТИ и генплане — это будет очень правильно. В то же время мы понимаем, что нельзя объять необъятное.

Магадан — рыбный порт

В распоряжении правительства развитие Магадана связано с прибрежным рыбоводством и созданием условий для выращивания овощей и ягод в защищённом грунте. Так, 10 млрд хотят инвестировать в строительство инфраструктурных объектов в индустриальном парке "Рыбный порт Магадан" для обеспечения комплексного обслуживания судов. И более 28 млрд потребует строительство гидротехнических сооружений в рыбном порту.

В планах — строительство нового качественного жилья, школ, детских садов и масштабное благоустройство.

Мастер-план Магадана находится в активной стадии реализации, сообщает правительство области. Из 56 его объектов 15 введены к началу 2024 года, 9 — планируются к вводу в этом году, остальные — или в строительстве, или в разработке проектно-сметной документации. За реализацию мастер-плана отвечает рабочая группа, возглавляемая губернатором Сергеем Носовым.

В этом году будут введены: школа на 530 мест, культурно-общественный центр "Премьер", аэропорт, "Дворец восточных единоборств", Цех по восстановлению тяжелой техники (РЕМАН), 1-я очередь техникума, дом для престарелых и инвалидов, Центр культурного развития, Парк "Маяк", третья очередь. Ведётся строительство жилья на Гороховом поле, школы, детского сада, образовательного центра, центра абилитации и реабилитации, роддома, лыжного стадиона, трамплина, физкультурно-оздоровительного центра и кампуса в посёлке Снежный, морского туристического центра.

По готовности проектно-сметной документации начнется строительство инфекционной больницы, хирургического корпуса, четырёхзвёздочной гостиницы, тепловой магистрали, водопроводных сетей, городских дорог, продолжаются работы по берегоукреплению от парка Маяк до инфекционной больницы, морского логистического центра.

Сообщается, что участие в реализации принимает правительство Магаданской области, все органы исполнительной власти, Минвостокразвития России, ДОМ.РФ, другие федеральные органы власти и Госкорпорации, мэрия города, а также частные инвесторы — Тихрыбком, FECKO, Cosmos Group, ООО "Модерн Машинери", АО "Полюс Магадан", ПАО "Сбербанк". Частные инвесторы — партнеры наравне с государственными структурами активно участвуют в реализации мастер-плана и реализуют самостоятельно и за свои средства или с привлечением льготного финансирования множество проектов: строительство гостиницы, аэропорта, логистического центра в рыбном порту, Культурно-общественного центра "Премьер", каскадного фонтана в парке Маяк, Школы мужества, производства по восстановлению тяжелой техники и других объектов".

Других городов, о которых пойдёт речь ниже, в опубликованном распоряжении правительства нет. Но есть общая информация и фрагменты из презентаций.

Чита — международная российско-китайская зона

Чита при федеральной поддержке может стать одним из важных логистических центров взаимодействия с Китаем, следует из презентации мастер-плана. Поэтому здесь решено создать международную российско-китайскую торговую экономическую зону (МТОР).

МТОР объединит сборочные производства в сфере специализированного горного оборудования и позволит сократить издержки предприятий горнодобывающей отрасли.

Также планируется строительство двух промышленных парков и мультимодального транспортно-логистического центра.

В числе крупных проектов — газификация, модернизация аэропортов, комплексное развитие территорий, когда-то принадлежавших заводу ЖБИ. Последний предполагает строительство современного района с развитой жилой, коммерческой и общественной инфраструктурой на месте бывшего производства.

И 16 млрд инвестиций потребует проект создания университетского кампуса Международной горной академии в городе Чита Забайкальского края. Туда перенесут часть факультетов Забайкальского государственного университета. Учиться в новом кампусе единовременно смогут 7 тысяч человек.

Ряд мероприятий уже реализуется. В частности, ведётся капитальный ремонт сетей водоснабжения и водоотведения. Заключен контракт по реализации 5-го этапа создания троллейбусной дороги от центра Читы в посёлок КСК, в рамках которого со следующего года начнется строительство двух путепроводов через железную дорогу, а также расширения и реконструкции улиц Рахова и Кирпично-Заводской.

Андрей Томских, Сопредседатель Забайкальского отделения Народного фронта:

К сожалению, знаю только маленький кусочек мастер-плана. Я как-то пожаловался в министерство планирования на закрытие информации по мастер-плану, и они мне отправили ссылку, но там буквально 10 слайдов. То есть мы можем разговаривать о каком-то малом кусочке. Не знаю уж, как в других городах, но мастер-план для читинцев в полноценном виде не известен. Мы его получаем только фрагментарно, когда какой-то руководитель говорит, что в рамках мастер-плана будут точечно реализовываться такие-то объекты. Это большая проблема номер один.

Во-вторых, одна из задач мастер-плана заключается в том, чтобы люди не уезжали с Дальнего Востока, это создание рабочих мест. Я недавно писал статью, она пока ещё не вышла, где проанализировал города и посёлки городского типа Дальнего Востока, в которых численность населения уменьшалась за последние 10 лет. Среди них есть города и населённые пункты из мастер-плана. При общей, конечно, гигантской сокращении численности по Дальнему Востоку есть населённые пункты, которые обладают потенциалом роста.

То есть она когда-то сократилась, сейчас начала наращиваться. Ключевая тема мастер-плана в том, что нужны реальные производства — это либо крупные государственные вливания, либо транспортные узлы, либо крупные корпорации. И чудес-то не бывает. Если в этом мастер-плане будут одни только развлекательные вещи, новые стадионы, дорожки, центры борьбы, бокса и прочие истории, то население в регионе на удержать. Сейчас говорят о новой индустриализации, но по сути, мастер-план Читы не предусматривает эти объекты, которые закрепляли бы здесь население.

Фактически в мастер-план уже вошли те объекты, которые проходили в том числе по другим программам. По моему опыту работы в министерстве (с 2013 по 2020 годы Андрей Томским возглавлял министерство образования Забайкалья — прим. ред.), когда мы создавали по Дальнему Востоку центры экономического роста, туда были включены в том числе и те объекты — школы и детские сады, которые ранее включили в другие федеральные программы. Их просто туда "прислонили", мало что появилось нового. Поэтому, думаю, в мастер-плане есть объекты повторяющиеся.

По сути, мы можем говорить уже о том, что мастер-план начал реализовываться. Но вот он начал реализовываться, а вы видите, что количество людей стало прибывать или больше оставаться? Снизились темпы сокращения. Но понятно, если у вас было, условно, 100 человек, уехало 20 — это пятая часть. А на следующий год уехало 15 из 80. Формально темпы уменьшились, но население же не прибыло, оно всё равно убывает. Пока мы эффекта от мастер-планов не видим. Можно сказать, что они же только начались. Но люди часто ориентируются на что? На надежду какую-то. И вне зависимости от того, есть ли мастер-план или нет, люди на них, видимо, не сильно надеются. А в том числе и почему? Потому что они им не известны.

Южно-Сахалинск — Корсаковский порт

В этом году в числе ключевых проектов мастер-плана — начало строительства "Дальневосточного квартала" и логистического центра, старт модернизации Корсаковского порта, сдача первых очередей индустриальных парков, реконструкция маяка Анива.

В первый пояс агломерации, кроме островной столицы, входит город-порт Корсаков. Благодаря мастер-плану оптимизируют жилую, транспортную и социальную инфраструктуру. Предполагается, что число рабочих мест вырастет в 1,5 раза, а жилой фонд существенно расширится.

В областном центре строят объездную дорогу, которая позволит убрать грузовой транспорт из центра города и освободить более 200 га земли для создания общественно-деловой инфраструктуры. Вокруг новой транспортной артерии будет создаваться промышленная инфраструктура. Уже запущено строительство многофункционального логистического центра со складскими помещениями класса А. Их оборудуют современными технологиями для обработки, перевозки, хранения и учета грузов.

Ещё одним ключом к развитию Южно-Сахалинской агломерации станет модернизация Корсаковского порта. Реконструкция гидротехнических сооружений уже стартовала в этом году. Отметим, что московская компания "Логин Дело", конечным владельцем которой является основатель группы компаний "Дело" Сергей Шишкарев, стала новым собственником контрольного пакета АО "Корсаковский морской торговый порт" (КМТП).

О том, сделка по приобретению основного оператора Корсаковского порта завершена, было озвучено на совещании правительства Сахалинской области, которое провел 11 июля в Южно-Сахалинске вице-премьер, полпред РФ в ДФО Юрий Трутнев.

В рамках модернизации планируется провести ремонт и усиление парка специализированной портовой техники; восстановительные работы по реконструкции причалов, зон хранения грузов и подходных транспортных путей; оптимизировать системы управления портом.

В перспективе здесь появятся рыбоперерабатывающие и логистические мощности, центр дистрибуции рыбной продукции и крупный контейнерный терминал. Все это сделает порт важным пунктом на Северном-морском пути и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, позволит увеличить объемы грузоперевозок, а также создаст новые рабочие места в регионе.

Таким образом, информация о мастер-планах городов сегодня крайне разрозненная и широкой аудитории доступна фрагментарно. Остаётся под вопросом, почему в документацию вошли мероприятия, на которые ранее уже было выделено финансирование, и которые имеют к мастер-плану крайне опосредованное отношение. Но, так или иначе, необходимость верховных стратегий развития признают на всех уровнях — и власти, и бизнеса, и экспертного сообщества.

Предварительные итоги реализации мастер-планов подведут на Восточном экономическом форуме. В целом, до 2030 года для 25 дальневосточных городов запланированы 875 мероприятий. Эксперты отмечают, что документ гибкий и может меняться в зависимости от текущей экономической ситуации и новых приоритетных задач.

ИА PrimaMedia