Это предполагает появление подхода с четким определением трудовых отношений и вывода агрегаторов такси, турагрегаторов и других онлайн-площадок в «белую зону». В экспертном сообществе отмечают, что появление новых требований не должно увеличить издержки для участников рынка. Кроме того, специалисты опасаются, что объединение регулирования разных сфер может привести к смешению разных видов правоотношений. Для чего нужно нововведение и как оно повлияет на российскую онлайн-торговлю — в материале «Известий».
Назревшие перемены
В Минэкономразвития уже несколько лет назад разработали концепцию развития регулирования цифровых экосистем, настало время для ее законодательной реализации, сказал «Известиям» ведущий научный сотрудник центра технологий государственного управления РАНХиГС Алексей Ефремов. Однако при систематизации правового регулирования цифровых платформ и формировании новых требований важно не допустить увеличения издержек для участников рынка. Требуется обеспечить комфортную регуляторную среду, которая может быть привлекательной не только для российских, но и иностранных цифровых платформ.
— Цифровые платформы и экосистемы на их основе — основа современных отношений в сфере экономики и государственного управления. Развитие цифровых платформ предусматривается в указах президента о национальных целях, а также в других документах стратегического планирования, — отметил эксперт. — Но такое развитие возможно только на соответствующей законодательной основе. И если в сфере государственного управления есть соответствующий указ президента о развитии платформы «ГосТех», то развитие частных платформ и экосистем идет зачастую на основе их собственных правил, что создает объективные риски с точки зрения антимонопольного регулирования, защиты прав потребителей.
Как сообщил Максим Решетников, министерство предлагает подход с четким определением трудовых отношений и вывода цифровых платформ в «белую зону». Кроме того, предусматривается создание алгоритма проверки товаров на предмет контрафакта, а также регламентирование отношений между маркетплейсами и продавцами товаров, представленных на этих площадках.
«На сегодняшний момент, с нашей точки зрения, необходимость назрела, может, даже где-то перезрела. Поэтому мы обобщили эту практику, обратились в аппарат правительства со своими предложениями сделать единую систему регулирования посреднических цифровых платформ, в том числе агрегаторов такси, турагрегаторов», — сказал глава Минэка, выступая в СФ.
Существует несколько отдельных законодательных инициатив, которые касаются регулирования маркетплейсов, цифровых платформ и платформенной занятости. Несмотря на их разработку, еще ни один из проектов не был рассмотрен в Госдуме из-за отсутствия единой позиции по их регулированию.
«Мы подготовили проект закона, который как раз основан на ваших инициативах, на инициативах Госдумы. Мы направили по поручению [вице-премьера — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия] Григоренко на согласования в ведомства, еще не для внесения, а чтобы собрать конкретные отзывы. И я думаю, что в октябре, когда правительство определится концептуально, мы пойдем уже с конкретным законом», — добавил министр.