Без этого новые предложения по доработке учитывать будет нельзя. Их можно будет направлять в комитет по госстроительству и законодательству до 12 февраля, после чего инициативу вынесут на заседание нижней палаты парламента. Уже известно, что в закон об МСУ, вероятнее всего, не будет внесено одно из ключевых нововведений, которое в него изначально закладывали: ликвидация двухуровневой системы МСУ с укрупнением муниципалитетов.
Пресс-служба Госдумы сообщила, что спикер Вячеслав Володин совместно с депутатами из «Единой России», ЛДПР и «Новых людей» внес межфракционные поправки к законопроекту. «Субъекты РФ смогут сами решать, переходить ли им на одноуровневую систему МСУ либо сохранить двухуровневую – с сельскими и городскими поселениями, которую в первоначальном варианте законопроекта предлагалось ликвидировать», – процитировала его пресс-служба. По его словам, надо «учитывать особенности региона – и социально-экономическую и историческую составляющие каждой территории».
Сам по себе проект закона разрабатывался в продолжение поправок в Конституцию 2020 г., которые утвердили понятие «единой системы публичной власти». Одна из поправок, в частности, исключила обязательность поселенческой основы организации МСУ. Если прежде в ней указывалось, что МСУ осуществляется в городских и сельских поселениях и «на других территориях», то теперь – что МСУ осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых определяются законом.
Новую редакцию закона об МСУ, которая предполагала постепенное исчезновение нижнего уровня МСУ по всей стране, могли принять еще в 2024 г. Планировалось, что второе чтение пройдет 12 декабря. Причем инициатива была проработана с внутриполитическим блоком Кремля и государственно-правовым управлением президента. Но накануне заседания Володин заявил о необходимости дополнительного обсуждения проекта, а на следующий день в закрытой части пленарного заседания палаты упрекнул авторов и посоветовал «беречь село и местную элиту».
Поправки фактически не предполагают изменения нынешней двухуровневой системы МСУ, говорит собеседник «Ведомостей» в нижней палате. «Она останется как есть, будет только одна оговорка – регионы смогут принимать решения о сохранении двухуровневой системы МСУ в случае исторических, национальных и иных причин, – рассказывает собеседник. – Де-факто решения остаются на откуп субъектов РФ».
Сохранится и прежний набор муниципалитетов, который сейчас предусмотрен законом об МСУ, говорит источник.
Но есть некоторое исключение, делится он: вероятнее всего, пропадут из закона городские округа с внутригородским делением, к которым относятся Самара и Махачкала. Города федерального значения поправки также не затронут – они смогут, как и прежде, выстраивать свою систему МСУ.
КПРФ и «Справедливая Россия» пока изменения не поддержали. «Мы были против законопроекта, который был в первом чтении. А эти поправки поддержим», – заверил «Ведомости» первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. «Сейчас не успели присоединиться к ним», – пояснил он. Вопрос о том, проголосует ли «Справедливая Россия» за законопроект, будет обсуждаться на фракции, добавил Нилов. Зампред комитета по госстроительству Анатолий Лисицын сказал, что будет «вносить поправку, чтобы там, где будет в итоге одноуровневая модель МСУ, проводились открытые выборы глав»: «Это позволит усилить связь власти и народа, потому что сейчас жители часто жалуются на то, что с ними не встречаются местные власти».
«А вы верите в то, что при нынешней управляемой демократии регионы не примут вариант, прописанный в изначальном законопроекте [одноуровневую модель]? В четверти регионов уже упрощенная форма», – сказал «Ведомостям» первый замруководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, отвечая на вопрос, почему КПРФ не поддержала поправки. По его словам, фракция изучит законопроект ко второму чтению и определится со своей позицией. «Мы же понимаем, что кроме Татарстана, который выступал за сохранение двухуровневой системы, большинство регионов будет идти по пути внедрения одноуровневой модели», – говорит первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин.
«Новые люди» с 2021 г. (тогда партия впервые прошла в Госдуму. – «Ведомости») выступают за то, чтобы регионы имели большую самостоятельность в принятии решений – будь то распределение средств или организация процессов управления. У нас огромная страна, и каждый регион уникален, имеет свои особенности, – сказала «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по госстроительству, зампред фракции Сардана Авксентьева. – В вопросах МСУ, впрочем, как и в других, нельзя всех равнять под одну гребенку». «Уверена, что люди на местах способны сами решать, как управлять своей территорией, – сказала она. – Так что наша позиция в этом вопросе остается неизменной».
ЛДПР поддержит законопроект во втором чтении с учетом того, что фракция выступает за сохранение двухуровневого МСУ, заявил «Ведомостям» глава комитета по МСУ и региональной политике Алексей Диденко. Он отметил, что комитет по госстроительству Павла Крашенинникова провел «огромную работу по инвентаризации законодательства в сфере МСУ и полномочий как местных, так и региональных властей». Благодаря этому ко второму чтению, надеется депутат, участники законотворческого процесса смогут выработать взвешенную позицию. При этом ЛДПР, отмечает Диденко, ко второму чтению внесет поправку, которая касается полномочий в административных центрах субъектов РФ и закрытых административно-территориальных образований: «Мы хотим, чтобы все их полномочия местного значения были обеспечены и только по желанию самих муниципалитетов могли передаваться на уровень регионов».
При этом, как рассказал один из собеседников «Ведомостей», предметом обсуждения ко второму чтению не были полномочия МСУ и регионов: «Вероятнее всего, в этом плане баланс будет сохранен в том же виде, как и в прежней версии второго чтения».