В декабре будет год, как министерство ЖКХ возглавила Ольга Силюкова. СМИ страны давно именуют должность министра ЖКХ как «расстрельную». Любой кризис в этой социальной должности чреват как социальными, так и серьезными кадровыми потрясениями. «Вечерний Ставрополь» постоянно пишет об основных направлениях деятельности министерства, о проводимых в нем новациях, о подготовке к зиме и так далее. А сегодня я предложила Ольге Александровне поговорить со мной как с обычным собственником жилья в многоквартирном доме.
- Ольга Александровна, вот уже лет семь всех трясут так называемые расходы на общедомовые нужды. Много всего принималось Правительством РФ, правила менялись, а дух насильственной коллективизации собственников многоквартирного дома остался.
С 1 апреля вступят в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс. Суть их – расходы на общедомовые нужды из платежки исчезнут, они войдут в первую строку. И за воду на ОДН не надо будет платить, если в доме нет общего крана. Давайте обо всем этом поговорим – и о нормативах, и о конструктивах, и о первой строке. Нормативы, которые войдут в первую строку, – они останутся нынешними или будут пересмотрены?
- Сейчас идет работа по расчету нормативов потребления воды и электроэнергии на общедомовые нужды. Федералами разработана новая методика расчета – аналоговая. То есть берутся показания приборов учета по реальным домам, исходя из этих цифр рассчитывается норматив, максимально приближенный к реальности. Расчеты выполняет московский Институт экономики города. По нашим прогнозам, нормативы не будут выше нынешних.
- Главная претензия людей была и есть в том, что водопроводной трубы, из которой бралась бы вода на общедомовые нужды, в большинстве МКД нет, а расходы на ОДН часто превышают индивидуальное потребление.
- Мы все прекрасно понимаем, что в большинстве случае мы оплачиваем не расходы на мойку подъездов, а потребление ресурсов соседями, которые считают себя хитрее всех других и попросту воруют ресурс. Такая ситуация, когда за недобросовестного соседа должна платить бабушка, которая лишний раз не включает свет и экономит на воде, конечно, волнует всех, кто причастен к реформированию ЖКХ. Мы понимаем, что это неправильно и несправедливо. При этом также очевидно, что заниматься наведением порядка в доме, в том числе выявлять несакционированное потребление ресурсов, должны специалисты. Например, управляющие или ресурсоснабжающие организации. Но никак не обычные жители, которые заняты целый день на работе и исправно оплачивают жилищно-коммунальные услуги.
- Когда в Москве вводились общедомовые приборы учета ресурса, предполагалось, что они, в первую очередь, нужны специалистам ЖКХ. Зная реальное потребление, они должны были искать причины перерасхода, обнаруживать узкие места, принимать меры. А потом пошли по самому легкому пути - заставили все оплачивать жителей.
- На федеральном уровне сейчас рассматривается законопроект - опять ввести прямые договоры потребителей с ресурсниками. Предполагается, что управляющие компании уйдут от покупки ресурса, будут выведены из цепочки предоставления коммунальных услуг. То есть основная мысль - УК должны сосредоточиться на физическом содержании жилья, его конструктивов. На том, за что им платят жители. А за поставку коммунального ресурса будет отвечать ресурсоснабжающая организация. В том числе и за расходы ресурса на ОДН.
- Так и хочется воскликнуть: наконец-то у кого-то просветлело в голове!
- Но норма еще не принята, о ее судьбе говорить рано. Пока что управляющая компания вправе предъявить нам разницу между показаниями общего и квартирных счетчиков, заставить оплатить весь перерасход. А с переносом ОДН в первую строку она это право утрачивает, не больше норматива – и все.
- Работа управляющих компаний... Люди звонят – как разобраться, какой компании можно доверить управление домом, какие работают профессионально и добросовестно?
- Зная, насколько это необходимо, мы организовали работу по проведению рейтинга управляющих компаний на основе оценки их работы населением. Специально для этого разработана методика, составлен опросник для жителей. Вопросы унифицированы для всего края. Механизм такой: сотрудники администраций городов и районов края раздают жителям многоквартирных домов анкеты в бумажном виде.
А те, в свою очередь, оценивают деятельность «родной» УК по нескольким критериям. Принципиально, что управляющие компании, чью деятельность предстоит оценить жителям, в этом процессе не участвуют. Работа только началась. Наше дело – довести до общественности мнение потребителей о качестве услуг той или иной компании. Еще раз повторюсь – организаторы этой работы – муниципалитеты. Вся информация размещается на нашем сайте www.mingkhsk.ru.
- Что вы определили для себя как руководителя сложнейшей отрасли первостепенным?
- Приоритетных направлений несколько, они зафиксированы в «дорожной карте» развития отрасли. На мой взгляд, очень важно проводить просветительскую работу. Люди должны знать, кому, за что и сколько платят. В крае работает «Школа грамотного потребителя», создана система просвещения и консультаций жителей. Сейчас идет работа по созданию центров поддержки собственников. Хотим, чтобы были такие площадки, куда можно прийти и поговорить со специалистом по ЖКХ.
Чтобы людей не футболили – сходите туда и туда, а собирались специалисты и отвечали на все вопросы. Будем привлекать специалистов администраций, жилинспекции, управляющих компаний, отраслевиков, общественников… Понимая, что эффективных собственников надо воспитывать с детства, мы пошли в школы, проводим масштабную игру «ЖЕКА». Мероприятия пройдут в три этапа: школьный, муниципальный, краевой. Ребята изучат основы энергосбережения и управления МКД. А самые-самые получат призы.
- Ольга Александровна, сейчас то, что в жилищно-коммунальном хозяйстве внедрялось как неоспоримое новшество и необходимая составляющая рынка, подвергается сомнениям. Например, снова заговорили о создании муниципальных управляющих компаний. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- Да, можно сказать, что мы вновь подошли к необходимости вернуть на рынок муниципальные УК. Почему? Да потому, что есть территории, где управляющий бизнес так и не родился. Между тем Жилищный кодекс запретил непосредственный способ управления в домах, где больше 30 квартир. Жителям надо выбирать - либо управляющая компания, либо ТСЖ. Соответственно, орган местного самоуправления обязан предоставить собственникам возможность реализовать как тот, так и другой способ. А что делать, если частных УК в городе нет? Управляющих компаний нет ни в Светлограде, ни в Благодарном, ни в других городах. В силу многих обстоятельств рынок здесь не сложился, никто не хочет в этой сфере работать. При этом у администрации есть обязанность на конкурсной основе подобрать УК для домов, которые сами не смогли выбрать способ управления. Что делать? Выход один – создавать муниципальные управляющие компании. Что касается Ставрополя, то в нем рынок сложился, у жителей есть выбор.
- Сейчас идет много разговоров о переменах в утилизации ТБО. Какие они?
- Дело в том, что вывоз мусора перейдет из категории жилищных услуг в коммунальные. Кардинально меняется сам подход. Теперь задача не просто собрать и вывезти мусор, а отсортировать его, обеспечить вторичную переработку, обезвредить и утилизировать. Весь этот комплекс мероприятий должны будут обеспечить специализированные организации – региональные операторы. Организация мусоросортировочных площадок, разработка схем – кто и куда повезет мусор, причем чтобы это не было дорого для наших жителей - это их обязанность.
Сейчас объявлен конкурс, заключаются контракты на разработку региональной схемы обращения с коммунальными отходами. Это деликатная тема в том плане, что инвестор будет вкладывать деньги, чтобы потом через тариф их забрать. Никто ведь не придет строить просто так. Поэтому наша цель - все просчитать так, чтобы цена на эту коммунальную услугу не стала запредельной. Новая концепция должна вступить в силу с нового года. Но для ее реализации нам не хватает ряда нормативных актов, которые должна утвердить федерация. Их пока нет. Поэтому я полагаю, что регионам дадут отсрочку, и изменения произойдут в 2017 году. Несомненно, затраты жителей на сбор и вывоз мусора увеличатся. Меньше - в Ставрополе, больше в сельских территориях, где сейчас за вывоз мусора практически не платят.
Хочу подчеркнуть, что основная цель - улучшение экологической ситуации в регионе. При введении новшества везти мусор туда, где за него не заплатят - в овраг, на опушку леса, - будет попросту невыгодно. Нам жители задают порой вопрос: а что мы будем иметь, поставляя регоператору пластик, бумагу, то есть мусор, который пойдет на переработку и принесет переработчикам доход? Отвечаю: этот фактор будет учитываться при регулировании тарифа. Чем больше объема полезных фракций региональный оператор сумеет извлечь из мусора, который к нему поступил, тем ниже должен быть тариф.
- Давайте коснемся капремонта. Недавно редакция провела «прямую линию» с руководством Фонда капремонта. Многих беспокоило, что их дома вошли в краткосрочную программу, в 2015 году должны уже ремонтироваться, а никто не приходил по этому поводу, то есть полная тишина. И еще вопросы по корректировке были – сроки строительства дома неправильно указаны, когда был последний капремонт и так далее. В ответ прозвучало, что актуализацию программы ведет министерство ЖКХ. Вы эту работу закончили?
- Да, все списки актуализированы, работа по корректировке завершена, она никак не поменяла планы. В 2014 году должно было отремонтировано 83 дома, в 2015 году - 222 дома, в 2016-м – чуть более 600.
Думаю, многим собственникам будет интересна такая новость: федерация дала регионам право уменьшить срок выхода домов из «общего котла» на специальные счета. Как только появилась возможность, министерство вышло с законопроектом, который позволит уменьшить срок перехода до 6 месяцев. Правительство края нас поддержало. Теперь дело за парламентом. Причем люди должны знать, что дома смогут выйти на спецсчета со своими накоплениями. Региональный оператор будет обязан в полном объеме зачислить средства на счет в выбранном собственниками банке.
- Наш край вошел в число пилотных субъектов, в которых в первую очередь будет внедряться государственная информационная система, так называемая ГИС ЖКХ. Чем она интересна для собственников?
- Федеральный закон № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» вступил в силу в 2014 году. По замыслу законодателя, ГИС ЖКХ интегрируется со всеми региональными государственными и муниципальными информационными системами ЖКХ. Она объединит данные по всем домам, как частным, так м многоквартирным, информацию об управляющих компаниях и ТСЖ, ресурсоснабжающих организациях, тарифах и услугах.
В ней будут аккумулированы сведения о проводимых на домах работах, включая содержание общего имущества и капитальный ремонт, и многое другое. С помощью ГИС ЖКХ собственники смогут организовывать общие собрания и даже, начиная с 1 января 2017 года, распечатывать и оплачивать коммунальные «платежки». Иными словами, будем создавать полную, объективную и открытую информационную площадку для каждого жителя. Будем размещать все данные от собственников, от УК, показывать структуру тарифа, трату денег на доме и многое другое. Если все это к 1 января 2017 года не будет сделано, если жители не смогут распечатать платежки - они вправе их не оплачивать.
по материалам сайта ИЭГ