Как отмечается в заключении ИЭГ, законопроектом предлагается переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. При этом некоторые из предлагаемых законопроектом способов такого перехода основываются на концептуально ошибочных положениях, противоречиях формально-юридического и содержательного характера.
- Законопроект создает дополнительные препятствия для органов местного самоуправления по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки (далее также - ПЗЗ).
- Законопроектом закрепляется концепция, предполагающая формально-юридическое существование ПЗЗ, но при этом допускающая их фактическое отсутствие.
- Законопроектом предусматриваются нормы, согласно которым в некоторых случаях разрешенное использование земельных участков может «определяться», «предусматриваться» не ПЗЗ, а документацией по планировке территории.
- Законопроект создает противоречия, в части установления границ зон с особыми условиями использования территории, в частности, в отношении санитарно-защитных зон.
- Применительно к одной и той же области регулирования законопроект вводит два правовых инструмента – (1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который утверждается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и (2) требования к содержанию регламентов использования территорий, порядок разработки и утверждения которых устанавливаются федеральными законам. Представляется, что один из инструментов является избыточным и таковым следует считать классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
- Представляется ошибочным закреплять исчерпывающий перечень территориальных зон, поскольку это приведет к блокированию развития института территориального зонирования, основанного на дифференцированном подходе к регулированию развития городов.
- Применительно к территориям, для которых органами местного самоуправления устанавливаются градостроительные регламенты, представляется неверным введение «зон запаса».
- Законопроект содержит некорректные новые редакций норм ГрК РФ.
- В законопроекте также имеется противоречие между частью 5 статьи 30 ГрК РФ и статьей 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
- Законопроект не исправляет ошибку, содержащуюся в части 3 статьи 42 ГрК РФ.
"В силу наличия концептуальных ошибок и противоречий, которые в совокупности неизбежно создадут препятствия на пути распространения и применения института территориального зонирования в России, рассмотренный законопроект нуждается в существенной переработке", - указывается в заключении Фонда "Институт экономики города".