Так, апелляционным определением Верховного Суда РФ оставлено в силе решение Иркутского областного суда, признавшее незаконной норму решения городской Думы муниципального образования город Усть-Илимск, утвердившую коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков, которые применяются при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования город Усть-Илимск.
Указанная норма признана незаконной по следующим основаниям.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены правом устанавливать экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также изменять эти коэффициенты.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводились при установлении оспариваемого размера коэффициента вида разрешенного использования для земельных участков, предназначенных для размещения зданий, строений и сооружений розничной торговли.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» закреплен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.