Прокуратура Хабаровского края: мониторинг судебной практики в сфере муниципального правотворчества

Тип: обзор

Так, апелляционным определением  Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2017 № 36-АПГ17-1 оставлено в силе решение Смоленского областного суда, признавшее незаконной норму Положения о выплатах депутатам Смоленского городского Совета, утвержденного решением Смоленского городского Совета, определившую, что депутаты, осуществляющие деятельность на непостоянной основе, получают фактически, не компенсацию понесенных расходов в связи с депутатской деятельностью, как это предусмотрено Уставом, а ежемесячную выплату независимо от понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов, что по своей сути является вознаграждением за исполнение публичных полномочий депутатами, осуществляющими свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством.

Верховным Судом Российской Федерации отмечено в определении, что согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным кодексом, определять размеры и условия оплаты труда только тех депутатов, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Однако оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом установлена необоснованная обязанность по выплате депутатам Смоленского городского Совета ежемесячной денежной суммы, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями по установлению гарантий осуществления полномочий депутата, одновременно определил объемы и границы их реализации, указав в абзаце первом пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ), что такие гарантии определяются не произвольно, а в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство не предусматривает возможность выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячных денежных сумм независимо от выполнения депутатских полномочий. Напротив - устанавливает ежемесячную оплату труда только депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, определяя ему дополнительные ограничения в виде запрета занятия видами деятельности, перечисленными в пункте 7 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и закрепляет правило о недопустимости работать на постоянной основе более 10 процентам от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (абзац третий пункта 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, Смоленский городской Совет, приняв Положение, не содержащее иных предписаний, кроме норм, обязывающих производить депутатам ежемесячные денежные выплаты, фактически закрепил право депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, на получение ежемесячного дохода независимо от фактического исполнения публичных функций.

Мониторинг размещенных в правовой системе «Консультант плюс» действующих муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих положения о  статусе депутатов представительных органов местного самоуправления, показал, что отдельные из них содержат нормы, аналогичные признанным незаконными судебными органами.

Учитывая изложенное, у органов местного самоуправления возникает обязанность приведения в соответствие с федеральным законодательством указанных выше муниципальных нормативных правовых актов.

Н.В. Титова - Старший помощник прокурора края по взаимодействию c представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления