К вопросам местного значения городского округа относятся:
- утверждение схемы размещения рекламных конструкций;
- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и аннулирование таких разрешений;
- выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.
Это предусмотрено пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются муниципалитеты при реализации своих полномочий в сфере распространения рекламы. Проанализируем решения судов о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и предписаний об их демонтаже.
Когда муниципалитет вправе выдать разрешение
6 оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предусмотрено в законе
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдают органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого предполагается ее установка (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Прежде чем выдать разрешение, убедитесь, что конструкция соответствует:
- положениям главы 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
- положениям раздела III Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- требованиям статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»;
- требованиям ГОСТ Р 52044–2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Когда суд поддержит отказ в выдаче разрешения
Закон № 38-ФЗ содержит шесть оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 15 ст. 19).
1. Проект конструкции и ее территориального размещения не соответствует требованиям технического регламента.
2. Установка рекламной конструкции в заявленном месте не соответствует схеме размещения, которую утвердили местные власти.
3. Установка конструкции нарушает требования нормативных актов по безопасности движения транспорта.
4. Установка конструкции нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки.
5. Установка конструкции противоречит нормам законодательства об объектах культурного наследия.
6. Стороны не провели конкурентную процедуру для за- ключения договора на установку рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности, хотя по закону должны были это сделать.
Проект не соответствует техническим требованиям к наружной рекламе
Пока не принят технический регламент, рекламные конструкции должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52044–2003
Общий технический регламент с требованиями к безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения пока находится в стадии разработки. Но это не означает, что муниципалитет не может использовать несоответствие проекта регламенту как основание для отказа в выдаче разрешения. Суды указывают: пока технический регламент не принят, заявители обязаны руководствоваться требованиями государственных стандартов.
Пример 1. Глава города отказал индивидуальному предпринимателю в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Причина в том, что ее проект и территориальное размещение не соответствовали требованиям технического регламента (п. 2 ч. 15 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Предприниматель попытался оспорить решение главы, но судьи ему отказали. До вступления в силу технических регламентов рекламные конструкции должны соответствовать национальному стандарту. В данном случае это ГОСТ Р 52044–2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». В данном документе установлены требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Рекламная конструкция, которую хотел установить предприниматель, требованиям ГОСТа не соответствует (постановление Арбитражного суда Волго- Вятского округа от 20.08.2015 № Ф01-3094/2015 по делу № А82-7278/2014).
Место установки не предусмотрено схемой размещения рекламных конструкций
Орган местного самоуправления обязан утвердить схему размещения рекламных конструкций на всех земельных участках независимо от форм собственности. Схема размещения — документ, определяющий места размещения рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, их типы и виды (ч. 5.8 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Если заявитель захочет установить конструкцию в месте, которое не предусмотрено схемой, откажите в выдаче разрешения.
Пример 2. Управление наружной рекламы и информации местной администрации отказало компании в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, так как предполагаемые места их установки не предусмотрены утвержденной схемой размещения. Компания пыталась добиться нужного ей решения и дошла до Верховного суда. Он указал, что орган местной власти не имеет права выдавать разрешения на установку рекламных конструкций в местах, которые не предусмотрены схемой их размещения (п. 2 ч. 15 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Со дня, когда муниципалитет утвердил такую схему, он должен руководствоваться ею при выдаче разрешений (определение ВС от 27.01.2017 № 309-КГ16-12636 по делу № А76-21660/2015).
Установка конструкции создает угрозу безопасности движения транспорта
На заметку: Требования безопасности движения транспорта установлены в том числе государственными стандартами. Руководствуйтесь ими, пока не приняты технические регламенты
Реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта (п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона № 38-ФЗ). Если это требование не выполняется, откажите в выдаче разрешения на установку конструкции. Суд поддержит ваше решение.
Пример 3. Администрация района отказала предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламных перетяжек. Причина в том, что их размещение нарушило бы требования пункта 6.1 ГОСТ Р 52044–2003. Наружную рекламу нельзя размещать над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Суды трех инстанций поддержали администрацию района (постановление Арбитражного суда Северо- Западного округа от 27.03.2015 по делу № А44-3033/2014).
Реклама нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки
На заметку Требования к рекламным конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки местные власти также устанавливают самостоятельно
В законах нет определения понятия «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки». Будет ли предполагаемая к размещению рекламная конструкция портить внешний вид улицы или площади, решает орган местного самоуправления. Он имеет право определять, какие типы и виды рекламных конструкций можно или нельзя устанавливать на территории муниципального образования либо его части.
Решения органа местного самоуправления о несоответствии рекламной конструкции архитектурному облику, как правило, достаточно для отказа в выдаче разрешения на ее установку. Суд встанет на сторону муниципалитета.
Пример 4. Компания обратилась в профильную комиссию при администрации города с просьбой разрешить размещение на фасаде дома трех рекламных панно с подсветкой. Чиновники отказали. Они посчитали, что эскиз рекламной конструкции нарушает требования муниципального акта в части гармоничного единства композиции, визуальной доступности и сомасштабности окружающей среде. Суд признал отказ комиссии законным (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 № 18АП-2575/2015 по делу № А07-22230/2014).
Здание — объект культурного наследия
Если здание или сооружение, на котором предполагается размещение рекламы, признано объектом культурного наследия, орган местной власти вправе отказать заявителю.
Пример 5. Департамент социально-экономического развития администрации города отказал в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Чиновники объяснили: здание, на котором компания хотела разместить рекламу, числится в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. Кроме того, оно находится в границах территории объекта всемирного наследия «Исторический центр города Ярославля».
Суд согласился с городской администрацией. Размещение любых рекламных конструкций на фасадах зданий, расположенных в зоне охраны объектов культурного наследия, не допускается (постановление ФАС Волго- Вятского округа от 01.06.2012 по делу № А82-5231/2011).
Не провели конкурентную процедуру — откажите в выдаче разрешения
Вы не провели конкурентную процедуру
Орган местного самоуправления заключает договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по итогам торгов в форме конкурса или аукциона (ч. 5.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ). Если местные власти такие торги не проводили, они вправе отказать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Суд займет сторону муниципалитета.
Пример 6. Индивидуальный предприниматель попытался оспорить в суде отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку светодиодного экрана. Судьи не согласились с бизнесменом по трем причинам.
1. Заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальной земле можно по итогам торгов. В данном случае такие торги не проводили.
2. Срок действия договора аренды муниципального земельного участка, на котором была расположена конструкция, истек.
3. Место, где бизнесмен разместил светодиодный экран, не указано в схеме размещения рекламных конструкций.
Суд признал отказ муниципалитета законным (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 № Ф06-11973/2016 по делу № А12-47866/2015).
Отказ по основаниям, не прописанным в Законе № 38-ФЗ
На заметку: Данные о госрегистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя орган местной власти запрашивает самостоятельно
Орган местного самоуправления выдает разрешение на основании заявления собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому будет присоединена рекламная конструкция, либо владельца самой конструкции. К заявлению прилагают сведения, которые указаны в части 11 статьи 19 Закона № 38-ФЗ.
1. Данные о заявителе — физическом или юридическом лице.
2. Письменное согласие владельца объекта недвижимого имущества, если заявитель не собственник объекта. В случаях, когда для установки конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, такое согласие должно быть оформлено протоколом общего собрания.
Орган местной власти вправе установить в муниципальном акте дополнительные требования к объему документов и сведений, предоставляемых заявителем для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции. Если заявитель не представит все документы и сведения, предусмотренные муниципальным актом, орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения. Судебная практика это подтверждает.
Пример 7. Предприниматель обратился в муниципалитет с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. К заявлению он приложил документы, указанные в части 11 статьи 19 Закона № 38-ФЗ.
Администрация муниципального образования отказала в выдаче разрешения. Причина в том, что предприниматель не приложил к заявлению документы, предусмотренные муниципальным нормативным правовым актом. Помимо документов, указанных в законе, нужно было представить расчет устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет прочности ее фундамента либо схемы крепления к объекту недвижимости.
Предприниматель обратился с жалобой в антимонопольную службу. Она сочла действия администрации незаконными. Тогда муниципалитет обратился в суд.
Суд удовлетворил иск администрации. Необходимость представить дополнительные документы была предусмотрена административным регламентом оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 № 02АП-10810/2015 по делу № А31-5569/2015). Аналогичное решение — в постановлении ФАС Волго- Вятского округа от 17.03.2014 по делу № А31-225/2013.
Чтобы требовать от заявителей больше документов, чем указано в части 11 статьи 19 Закона № 38-ФЗ, предусмотрите это в регламенте предоставления муниципальной услуги.
Важно запомнить! Муниципалитет не вправе взимать, помимо государственной пошлины, дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с его выдачей действий
Незаконная установка рекламной конструкции и выдача предписаний о демонтаже
За незаконную установку рекламной конструкции ее владельца могут привлечь к административной ответственности по статье 14.37 КоАП. Штраф для компаний по данной статье составляет до 1 млн руб. Если конструкция установлена без разрешения органа местного самоуправления, она подлежит сносу. Предписание о демонтаже незаконно установленной конструкции выдает орган местного самоуправления. Владелец рекламной конструкции обязан демонтировать ее в течение месяца со дня, когда местные власти выдали предписание. Если владелец этого не сделает, то демонтаж становится обязанностью собственника объекта, к которому присоединена рекламная конструкция.
Если конструкция незаконно размещена на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, демонтируйте ее за счет средств местного бюджета. Так же поступите с конструкцией, которую ее владелец разместил на общем имуществе собственников помещений в МКД без их согласия. Это предусмотрено частями 21 и 21.3 Закона № 38-ФЗ.
Пример 8. Организация разместила на уличном ограждении информацию о своем торговом центре в следующем формате: «Название ТЦ. Аренда. Телефон». Муниципалитет посчитал такую информацию рекламой. Разрешение на ее размещение он не выдавал, поэтому выдал предписание о демонтаже.
Суды согласились с тем, что конструкция не являлась вывеской и не информировала о конкретных товарах, месте и способах их приобретения. Сведения на ней были предназначены для привлечения внимания к компании и ее услугам. Такая конструкция — рекламная. Ее установка и эксплуатация без разрешения незаконны (постановление АС Волго-Вятского округа от 23.07.2018 по делу № А82-14883/2017).
Если администрация вынуждена оплатить демонтаж из местного бюджета, взыщите расходы с владельца рекламной конструкции. Судьи вас поддержат (определение ВС от 31.05.2017 № 309-ЭС17-4336 по делу № А50-5672/2016).
Рекомендации
На заметку: Состав комиссии закрепите в приложении к этому положению
1. Утвердите административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В этом документе можно обязать заявителя представить дополнительные документы и сведения, не указанные в законе.
2. Пропишите в муниципальном акте, какие типы и виды рекламных конструкций можно и нельзя устанавливать в муниципальном образовании или на части его территории. Определите требования к таким конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки. Разработайте и утвердите положение о комиссии, которая будет решать, соответствует ли предлагаемая конструкция этим требованиям.
3. Утвердите схему размещения рекламных конструкций. Отсутствие предполагаемого места размещения рекламы на утвержденной схеме — достаточное основание для отказа в выдаче разрешения.
4. Предписание о демонтаже конструкции, установленной с нарушениями, выдайте ее владельцу. Если он не демонтировал конструкцию в течение месяца, выдайте предписание собственнику объекта недвижимости. Конструкции, которые размещены на общем имуществе собственников помещений в МКД либо на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, демонтируйте за счет средств местного бюджета. Понесенные расходы взыщите с владельца незаконно установленной конструкции.