Кто может оспорить
В качестве заявителей по делам об оспаривании муниципального нормативного правового акта могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- общественное объединение;
- прокурор;
- органы государственной власти.
Гражданин, организация, иные лица могут оспорить акт, если полагают, что:
- нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы;
- созданы препятствия к реализации их прав, свобод и законных интересов;
- на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Общественное объединение имеет право оспорить решение органа или должностного лица, наделенного публичными полномочиями, если полагает, что:
- нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения;
- созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;
- на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Уполномоченный по правам человека, органы государственной власти, прокурор вправе подать иск или заявление в защиту публичных интересов, если оспариваемое решение:
- не соответствует вышестоящему нормативному правовому акту;
- нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
- создает препятствия для реализации их прав, свобод и законных интересов;
- незаконно возлагает на граждан, организации, иных лиц какие-либо обязанности.
Например, антимонопольный орган может оспорить муниципальный нормативный правовой акт, если он противоречит антимонопольному законодательству (ст. 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Предмет спора
Предметом оспаривания в суде может стать:
- форма муниципального нормативно-правового акта;
- обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта (например, право регулировать ту или иную сферу отношений);
- наличие у органа или должностного лица полномочий на принятие оспариваемого акта;
- нормы, которые содержатся в акте;
- порядок принятия и опубликования акта;
- соответствие акта требованиям юридической техники.
Как избежать спора в суде?
Даем рекомендации, которые помогут избежать судебных разбирательств.
А) Проведите юридическую экспертизу
Прежде чем принять муниципальный нормативно-правовой акт, проведите юридическую экспертизу его проекта. Подключите к этой работе квалифицированных юристов. В ходе экспертизы они выяснят, соответствует ли проект муниципального правового акта Конституции РФ, федеральному и региональному законодательствам (п. 4 Закона № 131-ФЗ). Все коллизии нужно выявить и устранить на этапе подготовки акта. В противном случае возникнут проблемы.
Органы местного самоуправления могут регулировать только вопросы, относящиеся к ведению муниципальных образований.
Проверьте, соответствует ли муниципальный акт разграничению предметов ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Органы местного самоуправления и их должностные лица принимают муниципальные правовые акты (ст. 2, п. 1 ст. 7 Закона № 131-ФЗ):
- по вопросам местного значения;
- вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами;
- иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Недостаточно буквально сопоставить положения акта и нормы федерального законодательства. В ходе анализа юристы должны изучить смысл нормы и правовые последствия ее принятия, а иногда даже рассмотреть несколько правовых актов, содержащих части нормы. Например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах.
Нормы муниципального акта не должны нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц. В противном случае велика вероятность, что акт станет предметом спора в суде и будет признан недействительным.
Б) Проведите антикоррупционную экспертизу
Антикоррупционную экспертизу проводят, чтобы выявить в проекте правового акта коррупциогенные факторы и устранить их. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов содержит Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. Порядок и методику Правительство РФ утвердило постановлением от 26 февраля 2010 г. № 96.
Органы местного самоуправления принимают и утверждают порядок проведения антикоррупционной экспертизы, который не должен противоречить постановлению № 96-ФЗ.
Включите в документ следующие сведения:
- цель и правовые основания проведения экспертизы;
- муниципальные правовые акты, в отношении которых проводится экспертиза;
- орган, должностное лицо, подразделение, которые проводят антикоррупционную экспертизу;
- перечень коррупциогенных факторов из постановления № 96;
- сроки проведения экспертизы;
- возможность проведения независимой экспертизы;
- порядок проведения экспертизы;
- правила оформления заключения эксперта.
Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении устава муниципального образования, решений, принятых на местном референдуме, решений представительного органа, постановлений и распоряжений главы муниципального образования.
Экспертиза обязательна, если акт:
- затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- регламентирует полномочия органов местной власти, связанные с предоставлением средств бюджета или муниципального имущества и (или) установленные бюджетным, налоговым, лесным, водным, земельным, градостроительным, природоохранным законодательством;
- связан с прохождением муниципальной службы и предоставлением гарантий лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы.
Коррупциогенными факторами будут считаться положения муниципальных правовых актов, которые:
- устанавливают для правоприменителей необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
- содержат неопределенные, трудновыполнимые, обременительные требования к гражданам и организациям;
- не содержат конкретные или содержат неопределенные сроки, условия или основания принятия решения. Например, «в разумный срок», «в установленный период»;
- содержат дублирующие полномочия органов или должностных лиц местного самоуправления.
Исключайте трактовку норм, при которой исполнение обязанности уполномоченным лицом становится произвольным. Не используйте фразы: «вправе истребовать иные документы», «может установить другие условия».
Исключения и запреты для конкретных лиц в муниципальных актах будут рассматриваться как коррупциогенный фактор, если они установлены по воле уполномоченного лица, а не в силу закона. Не нарушайте пределы компетенции органов власти или их должностных лиц, установленные федеральными законами.
Как правило, срок проведения экспертизы не превышает 10 дней с момента поступления документа на проверку.
Не проводите антикоррупционную экспертизу нормативных актов, имеющих индивидуальный характер (например, инструкции по делопроизводству).
В) Учтите интересы предпринимателей
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, также подлежат экспертизе. Ее цель - выявить и устранить положения, которые необоснованно затрудняют работу предпринимателей и инвестиционную деятельность в муниципальном образовании. Необходимость такой экспертизы закрепляется муниципальными нормативными актами в соответствии с законом субъекта РФ, устанавливающим перечень муниципальных образований, в которых проведение экспертизы обязательно.
Чтобы выявить в акте положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, нужно провести оценку регулирующего воздействия.
Г) Соблюдайте требования юридической техники
Чтобы акт был понятен и прост в использовании, он должен соответствовать требованиям юридической техники. В муниципальном правовом акте должны быть обязательные реквизиты и содержательная часть.
К обязательным реквизитам относятся:
- орган, который принял акт;
- наименование вида акта;
- дата принятия акта;
- место подписания (утверждения);
- номер акта;
- заголовок акта;
- полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный правовой акт, и его подпись.
Содержательная часть акта состоит из вступительной части (преамбулы) и основной (нормативной) части. Укажите в преамбуле правовые основания принятия акта. Сначала акты высшей юридической силы, затем подзаконные акты, норму законодательного акта, регулирующего данную сферу отношений, норму устава муниципального образования, которая относит принятие акта к компетенции органа местного самоуправления.
Основная часть устанавливает сферу действия, общие и конкретные требования, предписания к поведению субъектов, правовые последствия. В этой части акт делится на разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, что улучшает его построение и упрощает использование.
Изменения в муниципальный правовой акт вносятся отдельным актом. Если изменения крупномасштабные, муниципальный правовой акт признается утратившим силу и принимается новый муниципальный правовой акт.
Правильно применяйте юридическую терминологию в тексте акта. Формулировки должны быть понятными, точными и определенными. Юридико-лингвистическая неопределенность может стать коррупциогенным фактором. Используйте понятия и термины, легальное определение которых содержится в действующем законодательстве. Не обозначайте одним и тем же термином различные понятия. Не используйте нерасшифрованные аббревиатуры.
Д) Соблюдайте порядок принятия
Учтите порядок принятия муниципального правового акта. Не забывайте о согласованиях, если они предусмотрены порядком. Иначе суд признает акт недействующим.
Проекты муниципальных нормативно-правовых актов могут быть вынесены на публичные слушания (ст. 28 Закона № 131-Ф3). Организуйте и проведите их в порядке, предусмотренном законодательством.
Поделиться новостью