Мерами прокурорского реагирования приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации 789 муниципальных нормативных правовых актов, из них 77 уставов (566, из них уставов - 103), в стадии приведения по мерам прокурорского реагирования находится 272 нормативных правовых акта, из них 20 уставов (51).
Рост на 10,9 % выявленных в 1 полугодии 2020 г. незаконных муниципальных нормативных правовых актов в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. обусловлен увеличением на 6,2 % числа изданных органами местного самоуправления актов. Увеличение является следствием активных изменений федерального законодательства, требующих внесения корректировок в муниципальные нормативные правовые акты, в том числе необходимостью нормативного регулирования правоотношений, направленных на борьбу и предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции.
Органами местного самоуправления в анализируемом периоде принято 5 166 нормативных правовых актов (за аналогичный период прошлого года - 4 866).
Горрайпрокурорами ведется комплексная работа по совершенствованию муниципальных нормативных правовых актов.
Как и ранее, на территории края имеют место факты, когда органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в целях реализации норм действующего законодательства только после вмешательства прокуроров, в том числе в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством уставов муниципальных образований.
Например, прокурором Вяземского района в отчетном периоде в связи с неполнотой правового регулирования бюджетных правоотношений в органы местного самоуправления внесено 11 представлений, по результатам рассмотрения которых нарушения законодательства устранены, необходимые нормативные правовые акты приняты.
Администрациями (финансовыми органами) 11 муниципальных образований района (городское поселение и 10 сельских поселений) в нарушение ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок направления в финансовый орган муниципального образования информации о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта, а также результатах обжалования.
По выявленным нарушениям прокурором района 12.03.2020 в администрацию городского поселения и 30.03.2020 в администрации 10 сельских поселений внесено 11 представлений, по которым нарушения устранены, соответствующие нормативные правовые акты приняты.
Прокурором Солнечного района внесено 11 представлений по фактам отсутствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Представления удовлетворены, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты приняты.
Прокурором Хабаровского района в отчетном периоде в органы местного самоуправления направлено 295 информационных писем о необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством уставов муниципальных образований и принятии иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального законодательства. Прокурором района 18.05.2020 главам 28 муниципальных образований направлены предложения о необходимости приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с краевым законодательством в связи с принятием Закона края от 29.04.2020 № 60 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края», регламентирующим вопросы антикоррупционного законодательства.
В условиях пандемии горрайпрокурорами также ведется работа по инициированию принятия органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов, направленных на снижение налоговой и иной финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
В целях сохранения кадрового потенциала и обеспечения выплаты заработной платы работникам, занятым в сфере малого и среднего предпринимательства, прокурорами в период распространения новой коронавирусной инфекции в органы местного самоуправления направлено более 100 правотворческих предложений, направленных на снижение налоговой и иной финансовой нагрузки на бизнес. По результатам рассмотрения этих предложений принято более 50 муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих меры поддержки для хозяйствующих субъектов, занятых в наиболее пострадавших секторах экономики.
Прокурором Нанайского района внесена нормотворческая инициатива, направленная на установление категорий налогоплательщиков, имеющих право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в течение налогового периода.
По инициативе прокурора г. Комсомольска-на-Амуре администрацией города разработан проект постановления, направленный на установление мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся арендаторами муниципального имущества.
Всего в 1 полугодии 2020 года горрайпрокурорами направлено в органы местного самоуправления 804 (704) представления, предложения, информационных письма о необходимости принятия и изменения муниципальных нормативных актов, из которых 375 (440) уже учтено органами местного самоуправления.
С использованием права нормотворческой инициативы горрайпрокурорами разработано 170 (177) проектов муниципальных нормативных правовых актов, из которых 74 (89) уже приняты в качестве муниципальных нормативных правовых актов. Указанная работа положительно отразилась на динамике приведения в соответствие с федеральным законодательством уставов муниципальных образований.
Прокурором Комсомольского района в органы местного самоуправления направлена 21 инициатива по внесению изменений в уставы муниципальных образований в связи с принятием Федерального закона от 16.12.2019 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».
Аналогичные меры принимались и другими прокурорами.
Также прокурорами принимались меры правотворческого и надзорного характера в связи с отсутствием установленных законодательством административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, направлялись предложения для включения в планы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Всего внесено в планы 34 таких предложения.
Разработано и направлено 13 модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, из которых принят 101 муниципальный нормативный акт.
В отчетном периоде факты длительного неисполнения органами местного самоуправления края вступивших в законную силу судебных постановлений о признании противоречащими федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов не выявлялись.
Городские и районные прокуроры ориентированы на неукоснительное исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации по обеспечению законности муниципальных нормативных актов, а также усиление сотрудничества с органами местного самоуправления в правотворческой сфере.
На постоянной основе горрайпрокурорами изучаются проекты муниципальных нормативных актов.
Всего в 1 полугодии 2020 года изучено 3849 (4514) проектов муниципальных нормативных правовых актов; направлено 306 (598) заключений на проекты муниципальных нормативных правовых актов с указанием на их несоответствие федеральному законодательству.
Указанная деятельность является достаточно эффективной. Без учета замечаний прокуроров принят лишь 1 муниципальный нормативный правовой акт, который по протесту прокурора Вяземского района приведен в соответствие с действующим законодательством.
Принятие прокурорами превентивных мер позволило избежать нарушений законодательства в различных сферах.
Так, прокурором Солнечного района направлено 11 отрицательных заключений на проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета, которые учтены при принятии нормативных правовых актов.
Деятельность районных и городских прокуроров по оспариванию нормативных правовых актов является достаточно эффективной при формировании законного правового поля при отстаивании прав граждан.
За 6 месяцев текущего года городскими и районными прокурорами внесено 11 представлений об устранении нарушений законодательства в сфере нормотворчества, из которых 7 удовлетворено, остальные находятся на рассмотрении, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 должностных лица привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурором Комсомольского района 02.03.2020 внесено 6 представлений главам сельских поселений Комсомольского муниципального района, утвердившим в феврале 2020 года программы профилактики нарушений обязательных требований, на два месяца позже, чем предусмотрено ч. 1 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, п. 5 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680. По представлению прокурора Комсомольского района 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
По представлению прокурора Охотского района от 26.02.2020 главой сельского поселения, нарушившим 30-дневный срок предоставления копий муниципальных нормативных актов для включения в регистр муниципальных актов края, установленный ст. 3 Закона края от 26.11.2008 № 218 № «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Хабаровского края», приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь. Кроме того, по постановлению прокурора Охотского района от 26.02.2020 мировым судьей глава муниципального образования 04.03.2020 привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В 1 полугодии 2020 года нарушений сроков рассмотрения органами местного самоуправления актов прокурорского реагирования на незаконные муниципальные нормативные акты не допускалось.