Вправе ли органы местного самоуправления муниципального района вносить изменения в ранее изданные муниципальные правовые акты сельского поселения в случае передачи .....

Тип: обзор

ответ. Под муниципальным правовым актом понимается реше­ние, принятое непосредственно населением муниципального образова­ния по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного са­моуправления по вопросам местного значения, по вопросам осущест­вления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъ­ектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформ­ленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ч. 1 ст. 2 Федераль­ного закона № 131-ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских окру­гов, городских округов с внутригородским делением и внутригород­ских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утвер­ждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т. п. При этом ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что вопрос, предусмотренный указанным пунктом, может быть закреплен за сельскими поселениями законом субъекта Россий­ской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муници­пального района и уставами сельских поселений.

В случае отсутствия такого закона субъекта Российской Феде­рации вопрос, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального зако­на № 131-ФЗ, на землях сельского поселения должен осуществляться муниципальным районом в силу положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В случае закрепления за муниципальным районом того или иного вопроса местного значения сельского поселения на уровень муници­пального района также переходят все полномочия, предусмотренные для его решения, включая и издание соответствующих муниципаль­ных правовых актов. Под изданием муниципальных правовых актов, по нашему мнению, следует понимать как подготовку самого правово­го акта и его принятие, так и внесение в него изменений, его отмену или приостановление его действия. Изменение перечня полномочий само по себе не влечет необходимости отмены ранее принятых муни­ципальных правовых актов сельского поселения, они сохраняют юри­дическую силу до момента их изменения или отмены.

Таким образом, в случае закрепления законом субъекта Россий­ской Федерации вопроса местного значения сельского поселения за муниципальным районом и, соответственно, передачи полномо­чий по его решению, функции по изданию муниципальных правовых актов в рамках осуществления данных полномочий также переходят к органам местного самоуправления муниципального района, которые вправе как вносить изменения и дополнения, так и отменять ранее при­нятые органами местного самоуправления поселения муниципальные правовые акты по данным вопросам.

Вышеуказанный порядок, по нашему мнению, также применяется и в случаях заключения органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашений с органами местного самоуправления муниципального района о пере­даче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, что предусмотрено ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Одновременно следует отметить, что по общему правилу право­вые акты могут быть изменены, отменены либо их действие полностью или частично приостановлено органами и должностными лицами, их принявшими.

Вместе с тем, полагаем, что при перераспределении полномочий между органами (уровнями) публичной власти соблюдение указанно­го общего правила ставило бы под сомнение организационно-правовое обеспечение местного самоуправления с учетом соразмерности его полномочиям, а в результате создавало бы угрозу невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления соот­ветствующих муниципальных образований их конституционных обя­занностей, в том числе по самостоятельному решению закрепленных за ними вопросов местного значения (ст. 130 и 132 Конституции Рос­сийской Федерации). Иное означало бы, что законодатель вправе за­крепить за муниципальными образованиями различных видов неопре­деленные по объему полномочия, а органы местного самоуправления данных муниципальных образований - реализовать их произвольным образом, что приводило бы к нарушению принципа разграничения полномочий между территориальными уровнями публичной власти.

При рассмотрении схожих правоотношений Верховный Суд Рос­сийской Федерации в определении от 2 сентября 2009 г. № 32-Г09-13 указал, со ссылкой на определения Конституционного Суда Россий­ской Федерации от 10 ноября 2002 г. № 321-О и от 17 июня 2008 г. № 452-О-О, что в силу положений Конституции Российской Федера­ции правом федерального законодательства является распределение и перераспределение государственно-властных полномочий между ор­ганами различных территориальных уровней единой государственной власти в Российской Федерации. В связи с изменением законодатель­ства, предусматривающим перераспределение полномочий от одного органа публичной власти другому, положения прежней редакции со­ответствующей нормы уже не подлежат применению, а следовательно нет оснований исходить из того, что нормативный правовой акт органа власти, наделенного новым полномочием, предусматривающий внесе­ние изменения в ранее принятый акт органа, у которого данное полно­мочие было изъято, нарушает полномочия второго органа и принято вне пределов имеющейся компетенции.

В противном случае не будет устранена ситуация, при которой право регулирования отношений в соответствующей сфере сохраняет­ся за органом, у которого оно в силу закона перестало существовать, и отказано в этом органу, у которого оно возникло.

На основании изложенного можно сделать вывод, что полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере градостроительной деятельности, включая утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений, определяются в системе правового регулирования, включающей поми­мо Федерального закона № 131-ФЗ специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также региональное за­конодательство, и с учетом соответствующей компетенции иных тер­риториальных уровней публичной власти, что следует из ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, по смыслу которой органы местного самоуправления сельского поселения не вправе в случаях, не преду­смотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения сельского поселения, участвовать в осу­ществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, орга­нов государственной власти либо, напротив, исключенные из их ком­петенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Данный вывод подтверждает позицию Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправ­ления, что в случае закрепления законом субъекта Российской Феде­рации вопроса местного значения сельского поселения за муниципаль­ным районом (исключения данного вопроса из компетенции сельского поселения) и, соответственно, передачи полномочий по его решению, функции по изданию муниципальных правовых актов в рамках осу­ществления данных полномочий также переходят к органам местного самоуправления муниципального района, которые вправе как вносить изменения и дополнения, так и отменять ранее принятые органами местного самоуправления поселения муниципальные правовые акты по данным вопросам.