Может ли процесс агломерирования выступать как одна из форм межмуниципального сотрудничества и насколько данный процесс имеет свое законодательное закрепление?

Тип: обзор

Oтвет. Ст. 12 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Ст. 12, 13 Федерального закона № 131-ФЗ регулируются вопросы изме­нения границ и преобразования муниципальных образований.

Ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что пре­образованием муниципальных образований является объединение му­ниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его стату­сом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в свя­зи с наделением его статусом городского поселения, изменение стату­са городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского окру­га с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к город­скому округу с внутригородским делением и выделение внутригород­ского района из городского округа с внутригородским делением.

Таким образом, преобразование муниципальных образований, в том числе в виде объединения (по сути агломерации) нескольких му­ниципальных образований, уже предусмотрено нормами Федерально­го закона № 131-ФЗ.

Следует также отметить, что в отечественной и мировой практике в настоящее время отсутствует единообразие в определении понятия «агломерация» и в критериях её образования на конкретных террито­риях.

В значительной степени полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ор­ганов местного самоуправления в связи с формированием и развитием различных форм муниципальных образований и межмуниципального взаимодействия в должной мере регулируются действующим законо­дательством Российской Федерации.

Возможности создания агломерационного «симбиоза» городских и сельских поселений предусмотрены Федеральным законом № 131-ФЗ в рамках формирования городских округов и городских округов с вну­тригородским делением, а также в рамках межмуниципального сотруд­ничества с учетом особенностей организации местного самоуправле­ния на различных территориях страны.

В настоящее время, в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного зна­чения, согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ, могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйствен­ные общества и другие межмуниципальные организации в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В этих же целях органы местного самоуправления могут заклю­чать договоры и соглашения.

При этом указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

В условиях реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ в России сформировано более 580 городских округов, 3 городских округа с внутригородским делением (г. Челябинск, г. Самара, г. Махач­кала), созданные, в том числе, путем агломерирования (объединения поселений), которые могут наглядно демонстрировать опыт реализа­ции и возможности агломерационных объединений и выступать при­мером (пилотным проектом) развития агломераций подобного рода в перспективе, что не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Таким образом, представляется целесообразным изучение опыта уже созданных и функционирующих агломеративных формирований (в первую очередь городских округов с внутригородским делением) с оценкой ожидаемых и достигнутых позитивных и возможных нега­тивных результатов и эффектов агломерации.

Все эти правовые инструменты могут быть вполне дееспособным механизмом межмуниципального сотрудничества, в том числе высту­пать инструментом формирования внутриагломерационных связей.

На основании изложенного представляется, что решение проблем территориального устройства агломераций в рамках межмуниципаль­ного взаимодействия может решаться на основе имеющейся законода­тельной базы.