Oтвет. Ст. 12 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Ст. 12, 13 Федерального закона № 131-ФЗ регулируются вопросы изменения границ и преобразования муниципальных образований.
Ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Таким образом, преобразование муниципальных образований, в том числе в виде объединения (по сути агломерации) нескольких муниципальных образований, уже предусмотрено нормами Федерального закона № 131-ФЗ.
Следует также отметить, что в отечественной и мировой практике в настоящее время отсутствует единообразие в определении понятия «агломерация» и в критериях её образования на конкретных территориях.
В значительной степени полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в связи с формированием и развитием различных форм муниципальных образований и межмуниципального взаимодействия в должной мере регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
Возможности создания агломерационного «симбиоза» городских и сельских поселений предусмотрены Федеральным законом № 131-ФЗ в рамках формирования городских округов и городских округов с внутригородским делением, а также в рамках межмуниципального сотрудничества с учетом особенностей организации местного самоуправления на различных территориях страны.
В настоящее время, в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения, согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ, могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.
При этом указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.
В условиях реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ в России сформировано более 580 городских округов, 3 городских округа с внутригородским делением (г. Челябинск, г. Самара, г. Махачкала), созданные, в том числе, путем агломерирования (объединения поселений), которые могут наглядно демонстрировать опыт реализации и возможности агломерационных объединений и выступать примером (пилотным проектом) развития агломераций подобного рода в перспективе, что не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Таким образом, представляется целесообразным изучение опыта уже созданных и функционирующих агломеративных формирований (в первую очередь городских округов с внутригородским делением) с оценкой ожидаемых и достигнутых позитивных и возможных негативных результатов и эффектов агломерации.
Все эти правовые инструменты могут быть вполне дееспособным механизмом межмуниципального сотрудничества, в том числе выступать инструментом формирования внутриагломерационных связей.
На основании изложенного представляется, что решение проблем территориального устройства агломераций в рамках межмуниципального взаимодействия может решаться на основе имеющейся законодательной базы.