Каков порядок установления режима «чрезвычайной ситуации» и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?

Тип: обзор

В Положении о РСЧС, утверждённом постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (п. 5 и 6), установлено, что на территории субъекта Российской Федерации со­здаются территориальные подсистемы РСЧС, состоящие из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению ре­гиона.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, которые утверждаются органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации в установленном порядке.

Анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации показывает, что территориальные системы РСЧС созда­ются обычно на уровне городских округов и муниципальных районов (за исключением городов федерального значения).

В настоящее время ответственность за организацию и осущест­вление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации городских округов и районов (по согла­шению о передачи части полномочий).

С учетом вышеизложенных положений законодательно полно­мочиями по введению режимов «повышенная готовность» и «чрез­вычайная ситуация» при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера наделены руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Главы администраций сельских поселений указанными полномочиями не на­делены.

В то же время законами субъектов Российской Федерации и при­нятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения за сельскими поселениями могут закрепляться задачи по предоставлению информации о рисках чрезвычайных ситуа­ции, созданию местных материальных ресурсов для ликвидации их по­следствий, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в гра­ницах сельского поселения, а также оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Также с целью снижения рисков чрезвычайных ситуаций, вызван­ных наводнениями, сельские поселения направляют в органы местного самоуправления муниципальных районов (в пределах которых нахо­дится сельские поселения) заявки на проведение противопаводковых мероприятий, в том числе предусматривающих инженерную защиту от наводнений.

Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения сельских поселений, касаю­щиеся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций в границах поселений, реализуются на основании законов соответствующих субъектов Российской Федерации и приня­тых в соответствии с ними уставами муниципальных районов и сель­ских поселений.