Ответ. В положениях ч. 13 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ регламентирована процедура подписания и обнародования нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования. Данная процедура включает в себя следующее: нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней; глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования; в этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений; если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования; если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Десятидневный срок, установленный в ч. 13 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, следует рассматривать в качестве гарантированного срока, в течение которого глава муниципального образования должен либо подписать и обнародовать нормативный правовой акт, либо его отклонить.
Таким образом, установление в данной норме максимального срока обязывает высшее должностное лицо муниципального образования принят соответствующее решение в течение указанного периода — от 1 дня до 10 дней, а при повторном рассмотрении (преодоление отлагательного вето) глава обязан подписать акт в срок от 1 дня до 7 дней и опубликовать его.
В случае отклонения главой муниципального образования, исполняющим полномочия главы местной администрации, нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, Федеральный закон № 131-ФЗ предоставляет ему еще 10 дней для подготовки мотивированного обоснования отклонения нормативного правового акта либо предложений о внесении в него изменений и дополнений и направления этих материалов в представительный орган муниципального образования.
Комитет обращает Ваше внимание на то, что представительный орган муниципального образования не может срок, установленный ч. 13 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ, по своему усмотрению сокращать или увеличивать. Это будет являться нарушением федерального законодательства.
В данной норме нет точного указания, с какого момента должен исчисляться срок для подписания и обнародования главой муниципального образования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Таким образом, начало течения указанного срока может быть прописано в уставе муниципального образования.
При этом, исходя из системного толкования вышеперечисленных норм, полагаем, что указанный срок должен определяться с даты поступления главе муниципального образования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования.
В отношении Вашего вопроса о том, имеет ли право глава муниципального образования устанавливать сроки опубликования нормативного правового акта представительного органа муниципального образования по своему усмотрению, сообщаем. Федеральным законом № 131-ФЗ за главой муниципального образования не закреплено право устанавливать сроки опубликования нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. Полагаем, что данный срок, в силу п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, также должен быть определен уставом муниципального образования.
Разъяснение дано Комитетом Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на официальном сайте Комитета.