Ответы на типовые вопросы по итогам опроса по проблемам осуществления профилактики в муниципальном контроле, проведенного в телеграмм канале «Муниципальный контроль»

Тип: обзор

Как провести профилактику и при этом соблюсти требования должностных инструкций, в которых прописано, что при выявлении нарушения необходимо составить протокол?

Профилактика рисков направлена на предотвращение нарушения обязательных требований, стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц. Если нарушение уже совершено и за него предусмотрена административная ответственность, то лицо подлежит привлечению к ответственности (если иное не установлено законодательством). Тут нет противоречий.

Контрольный орган, при профилактических мероприятиях, обязан проводить все виды профилактических мероприятий указанных в ст. 45 или выбрать два-три, даже если в положении закреплено несколько видов?

В части 1 статьи 45 ФЗ 248 предусмотрено 7 профилактических мероприятий. Положением о виде контроля предусматриваются виды профилактических мероприятий, которые в данном виде контроля будут осуществляться. При этом ч. 2. Ст. 45 устанавливает 2 обязательных мероприятия для муниципального контроля – информирование и консультирование. Остальные – не обязательны.

Согласование профилактических мероприятий с органами прокуратуры?

Согласование профилактических мероприятий с органами прокуратуры не предусмотрено.

На основании чего проводить профилактику, какие-то планы по профилактике надо или нет? С проф визитом просто идти где увидели нарушение? Или как?

Профилактические мероприятия проводятся на основании программы профилактики (ст. 44), в которой указываются перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, в том числе в отношении конкретных контролируемых лиц (например, при осуществлении профилактического визита).
Профилактический визит проводится не в целях «идти туда где увидели нарушение». Для этого уже нужно проводить контрольное (надзорное) мероприятие.
Профилактический визит проводится в целях информирования контролируемого лица о соблюдении требований, разъяснения ему основ осуществления контроля и другое (ст. 52 ФЗ 248).

Если не применяется система управления рисками, как работать с профилактикой рисков?

Профилактика рисков осуществляется вне зависимости от применения системы управления рисками, так как риски нарушения обязательных требований остаются. В этом случае также обязательно
установление в положении видов профилактических мероприятий, утверждение программы профилактики и осуществление профилактических мероприятий в общем порядке.
Если система управления рисками не применяется, то при проведении профилактических мероприятий не учитываются категории рисков (ч. 3 ст. 44 ФЗ 248).

ч.4 п.2 ст. 44 - показатели результативности и эффективности программы профилактики

Указанные показатели это описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (реализованные мероприятия и их итоги), так и общие внешние результаты (социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий).
Данные показатели очень сильно зависят от особенностей каждого муниципального образования и вида контроля.

Проект программы профилактики направляется в общественный совет при КНО (п.13 Правил разработки, утв. Постановление Правительства № 990 25.06.2021г) Что это за орган, как он формируется? обязательно он должен быть сформирован?

Контрольным (надзорным) органом муниципального образования является, как правило, местная администрация. Как правило при местной администрации образован общественный совет в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Рекомендуется направлять проект программы профилактики в данный совет, при этом рекомендуется внести изменения в положение о совете, указав, что он рассматривает проект программы профилактики.

Применительно к муниципальному контролю в сфере благоустройства и контролю на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вызывает вопросы анализ текущего состояния вида контроля, проблемы, перечень проф. мероприятий, показателиэффективности контроля, так как практически ранее контрольные мероприятия не осуществлялись, и практика применения которую можно взять за основу отсутствует.

При подготовке данного раздела программы необходимо ориентироваться на текущее состояние дел в сфере благоустройства (даже если ранее вида контроля не было). Вы должны дать анализ состояния соблюдения правил благоустройства в данной сфере, количества нарушений в данной сфере(ведь ранее эта работа велась, в том числе через административную комиссию), кто и по каким причинам нарушает требования, какие профилактические меры ранее проводились, какой эффект они дали, какие профилактические мероприятия вы считаете целесообразными и эффективными в этой сфере ввести и почему?
Этой сферой в любом случае вы занимались ранее, нужно лишь описать – какое состояние есть сейчас и как вы планируете улучшить дела в этой сфере при помощи профилактики. Сфера благоустройства для этого самая подходящая.

На каждый вид контроля своя программа?

Да, по каждому виду контроля нужно утвердить отдельную программы профилактики (ч. 2 ст. 44 ФЗ 248).

Является ли программа профилактики муниципальной программой и нужно ли разрабатывать паспорт программы?

Программа профилактики является специальной программой, требования к которой определены специальным законом (ст. 44 ФЗ 248). Поэтому требования бюджетного законодательства на нее не распространяются.

Нужно ли готовить программу профилактики на 2022 год с учет требований Постановления Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 в его нынешнем виде? Будут ли в дальнейшем внесены изменения в данное постановление в соответствии со вступившим в силу с 01.07.2021 248-ФЗ?

Программу профилактики на 2022 год необходимо готовить в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

Если Положение не принято до 01.10.2021, то проект программы профилактики на 2022 год не разрабатывается и не размещается для общественного обсуждения?
Или есть смысл разработать с предполагаемыми профилактическими мероприятиями (которые планируются в новом Положении)?

Федеральный закон № 248, постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 не предусматривает исключений из общего требования – программа профилактики на 2022 год должна быть утверждена да 20 декабря 2021 года (к данному сроку рекомендуется утвердить положения о видах контроля).