Досрочное прекращение полномочий является следствием вступления в законную силу обвинительного приговора суда и не ставится в зависимость от погашения или снятия судимости. Не имеют значения характер преступления, вид или размер наказания; определяющим является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает морально-нравственным требованиям и не должно быть главой муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий-мера публично-правовой ответственности главы и элемент его правового статуса.
В пункте 8 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-фз говорится, что в уставе муниципального образования должны быть предусмотрены виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Как правило, досрочное прекращение полномочий оформляется решением представительного органа муниципального образования. В решении указывается основание досрочного прекращения полномочия. При наличии обвинительного приговора должна даваться ссылка на пункт 6 части 6 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ, но несобственное желание главы муниципального образования или иное.
В данном случае решение представительного органа носит технический характер и констатирует факт наличия вакансии. Подобной позиции придерживается и комитет государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (позиция комитета размещена на его сайте по адресу http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Organy-i-dolzhnostnye-lica-mestnogo-samo/Glava-municipalnogo-obrazovaniya-statya-/item/154592).
В случае, если глава муниципального образования избран из числа депутатов, то необходимо прекратить и его полномочия депутата –это требование содержится в пункте 5 части 10 статьи 40 федерального закона №131-ФЗ. Кроме того, согласно части 11 статьи 40 решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Следует обратить внимание на то, что досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования наступает со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда. Бездействие представительного органа может повлечь применение органами прокуратуры мер прокурорского реагирования, включая обращение в суд. Аналогичные иски могут направить обычные граждане в защиту своих избирательных прав. Подобная позиция является довольно устоявшейся и в судебной практике (см., напр.: определение верховного суда рф от 03.04.2013 N31-АПГ13-2, размещенное на сайте генеральной прокуратуры рф Https://genproc.gov.ru/documents/jurisprudence/supreme_court/document-82767или апелляционное определение верховного суда республики Татарстан от 08.06.2015 по делу n33-8122/2015).