О полномочиях сельских поселений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Тип: обзор

Такой вопрос местного значения, как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов может быть отнесен к вопросам местного значения сельского поселения только при одновременном соблюдении следующих условий: этот вопрос признается в качестве такового законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ). При отсутствии одного из названных нормативных актов у сельского поселения данный вопрос местного значения отсутствует, соответствующая деятельность на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в рамках их полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов раскрыты в части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ). Так, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов:
  • организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципального района могут быть переданы органам местного самоуправления сельского поселения в случае заключения соответствующего соглашения с предоставлением из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения соответствующих межбюджетных трансфертов.

Кроме того, из совокупного анализа норм части 1 статьи 6, части 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, а также части 3 статьи 8 Федерального закона № 89, отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципального района могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта РФ. Требования к содержанию закона субъекта РФ не установлены. Органы государственной власти субъекта РФ в сфере правового регулирования организации местного самоуправления обладают связной компетенцией и могут регулировать только те вопросы, которые прямо отнесены к их ведению соответствующими нормами Федерального закона № 131-ФЗ.

 

Таким образом, вопрос местного значения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами может быть передан органам местного самоуправления сельского поселения, если это предусмотрено одновременно в законе субъекта РФ, уставе муниципального района и уставе сельского поселения.

Отдельные полномочия муниципального района в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами могут быть переданы органам местного самоуправления сельского поселения на основании закона субъекта либо межмуниципального соглашения.

Журнал ВАРМСУ "Местное самоуправление в вопросах и ответах"