Денис Витальевич, кто приходит к вам на курсы?
Денис Ромодин: Мы хотели, чтобы к нам пришли и профессиональные экскурсоводы, которые могли бы повысить свою квалификацию, и те, кто обладает знаниями, хочет водить экскурсии по Москве, но не знает, как это сделать. Из своего опыта могу сказать, что, как правило, это активная молодежь, люди от 20 до 30 лет. Они неравнодушны к своему городу, любят свои районы и хотят рассказывать о них, воспитывать у местных жителей локальный патриотизм. С нашим ритмом жизни, когда люди перемещаются между домом и работой и не видят, что творится вокруг них, даже москвичам экскурсии по родному городу сулят много открытий. Вторая категория - это пожилые люди, в том числе пенсионеры, которые весьма активны. У них уже выросли дети и внуки, они уже не работают, им хочется заняться чем-то полезным, и, при этом у них есть знания. Это свидетели многих эпох, перемен, они помнят деревянную Москву до реконструкции 70-х годов, и им есть, что рассказать. Есть и еще одна категория: брокеры. Люди, которые продают недвижимость и хотят понять район, с которым они работают. Им нужно увлекательно рассказать покупателю о том, что это за место. Кроме того, им необходимо знать, как этот район складывался, почему, например, цены на квартиры в "Красных домах" на улице Строителей значительно выше, чем в домах напротив.
А почему, кстати?
Денис Ромодин: А потому, что эти дома строились как экспериментальные - для научной и творческой элиты. Там сформировался определенный костяк жителей, который притягивает других инициативных людей. Они, скажем, создали свой сайт, проводят вместе вечера, играют в футбол. Это существенно повышает стоимость жилья.
А остальные приходят к вам, чтобы водить экскурсии для собственного удовольствия, или это прибыльное занятие?
Денис Ромодин: Есть те, кто работает в совершенно других областях и зарабатывает на жизнь чем-то другим, а экскурсии водит бесплатно - для души. Для них это отдых. А если говорить о заработке, это возможно, если человек создает какие-то интересные экскурсионные продукты, и у него появляется своя особенная манера. Сейчас можно раскручивать себя в сети. В этом смысле у современных экскурсоводов гораздо больше возможностей, чем было, скажем, у меня в конце 90-х. И да, это может быть хорошим заработком.
Давайте представим, что я хочу этим заняться. Как мне понять, какую экскурсию я могла бы сделать?
Денис Ромодин: Я всегда даю совет: выбирайте тему, которая вам близка, о которой хотелось бы рассказывать, даже если у вас шесть экскурсий за день. Не надо брать тему, которая вам чужда и неинтересна, ведь вам с ней работать всю жизнь. И еще я всегда говорю студентам: не бойтесь брать избитые темы. Я, например, вожу экскурсии по Соколу, где много лет работает экскурсовод Евгений Плисс, но у нас с ним абсолютно разные рассказы и маршруты. На одной и той же улице кто-то рассказывает об архитектуре, кто-то об искусстве, кто-то о людях. Я вот побывал на восьми экскурсиях, посвященных сталинским высоткам. Общее у них только название, все остальное разное. Кто-то говорит о легендах и мифах, кто-то берет инженерную часть, кто-то рассказывает об обитателях высоток, кто-то о ведомствах, которые в них размещаются. По маленькому переулочку можно провести с десяток разных экскурсий. К тому же, у всех разная манера рассказа. Даже от того, с какого конца улицы вы начали, многое зависит. Потому я призываю не бояться брать, скажем, Пушкинские места или те же высотки.
Это может сделать каждый? И имеет ли значение, скажем, "технарь" ты или гуманитарий?
Денис Ромодин: Знаете, школа экскурсоводов - как театральная мастерская. Я вот, например, сразу вижу, может ли человек стать хорошим экскурсоводом. Бывает, что приходит неограненный алмаз, который надо только подшлифовать. Видно, что у человека есть задатки, знания, артистизм. Но есть и те, кто в процессе понимает, что это им не подходит. А технарь ты или гуманитарий - значения не имеет. Я знаю программистов, которые этим занимаются. Для души. Да я и сам выпускник технического вуза.
Вы занимаетесь экскурсиями с конца 90-х. Как менялась за эти годы аудитория?
Денис Ромодин: Сначала это были, в основном, мои сверстники - молодые ребята от 18 лет. Потом у меня появилась пожилая аудитория от 50 лет. И по сей день это так и остается. Есть такой возрастной пробел, который социологи называют "потерянным поколением". У них ипотека, много работы, практически не остается времени на прогулки по Москве. Я обратил внимание и на такую тенденцию: раньше на экскурсии приходили, в основном, женщины. А в конце пандемии тенденция поменялась: теперь много молодых мужчин в возрасте 20-30 лет. Ну, и, конечно, это москвичи, потому что наша специализация - локальный туризм. И еще "возвратный" туризм - это, когда у экскурсовода, как у театрального артиста, есть своя аудитория, которая ходит на все его экскурсии. Но это постоянная работа. Ты все время придумываешь новые маршруты.
А то, что курсы проходят в Музее Москвы - не случайно?
Денис Ромодин: На наших курсах мы делаем акцент на структуру города, на то, как он устроен, как формировался. Экскурсовод должен понимать основные этапы развития Москвы. А дальше, когда вы осознаете, почему город так устроен, откуда, например, в Кунцево среди панельных домов взялись "сталинки", или в Коньково церковь XVII века, вы знаете, где что искать и как изучать. Мы учим работать с городом. Возьмем Поварскую улицу. Рядом множество близких названий: Столовый, Хлебный, Скатертный переулки. Ясно, что это царская поварская слобода. Там находятся посольства разных государств. Они обычно размещаются в особняках, а это уже купечество. Раз их так много, значит, это была престижная улица. А почему? Это задача для экскурсовода. Кроме того, мы учим актерскому мастерству. Это очень важно. Есть секреты владения голосом. Меня им учила моя бабушка - народная артистка СССР Генриетта Владимировна Ромодина, всю жизнь отдавшая МХАТу. Один раз я вел экскурсию при 36 градусах мороза, и мне очень пригодились ее уроки.
До чего дошел прогресс? Как помогают экскурсоводам современные технологии?
Денис Ромодин: При построении маршрута очень помогают электронные карты. В 90-е мне приходилось брать бумажную карту, карандашиком намечать на ней путь, высчитывать время. Сейчас некоторые маршруты я строю удаленно с помощью навигатора, особенно, если нужно срочно. При помощи панорам Google могу пройтись по улице, посмотреть те или иные объекты. Кроме того, наличие интернет-поисковиков, электронных библиотек тоже сильно упрощает жизнь. Ты можешь быстро найти нужную информацию, что-то прочитать. А непосредственно на прогулке очень полезны радиогиды, которые теперь стали доступными и дают возможность проводить экскурсию на ходу. Ну, и те же планшеты, которые дают возможность продемонстрировать какие-то анимированные изображения. Но технологии развиваются. Еще до пандемии я побывал в Италии на туристической выставке и увидел там указки-проекторы. Выставляешь такую палочку, и она воспроизводит картинку или даже трехмерное изображение. Пока они очень дорогие, но, думаю, это дело времени.
Какой совет вы бы дали тому, кто подумывает о собственной экскурсии?
Денис Ромодин: Есть экскурсоводы, такие, как Александр Можаев, с которым люди могут ходить по Москве шесть часов, позабыв обо всем. Я знаю и тех, кто прекрасно пишет, владеет информацией, может в личном разговоре что-то рассказать, а увлечь публику неспособны. Я бы посоветовал трезво оценить свои силы и возможности, понять, действительно ли ты можешь привлечь публику.