Эти встречи станвятся уже традиционными с 2020 года. Встреча проходила очно в городском Дворце культуры города Хабаровска. Работники аппарата краевой прокуратуры приняли очное участие, а прокуроры районов-в режиме ВКС. В мероприятии участвовал первый вице-губернатор Хабаровского края Никити А.А., он выступил с приветственным словом к собравшимся. С приветственными словами выступили: Прокурор края Рябов Н.А., председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края», мэр города Хабаровска Кравчук С.А. Он, в частности, сказал:" Как Председатель Совета муниципальных образований Хабаровского края с удовлетворением могу отметить, что взаимодействие Совета и органов прокуратуры последовательно развивается - в 2016 году появилось первое Соглашение о взаимодействии с Прокуратурой Хабаровского края. Заложенные в нем основы взаимодействия были успешно отработаны на практике. Эта работа получила дальнейшее развитие, когда в сентябре 2020 года было подписано второе Соглашение, которое предусмотрело дополнительные меры взаимодействия Прокуратуры края с нашим муниципальным сообществом.
Благодаря этому мы регулярно получаем своевременную и полную информацию о правотворческой инициативе муниципальных образований края, о законодательных актах, касающихся местного самоуправления, Эту информацию мы используем в работе, размещаем на сайте Совета муниципальных образований, который кстати говоря, является весьма сильным информационным ресурсом, и эта информация становится известной и в крае, и за его пределами.
Для нас очень важно, что в целом ряде мероприятий Совета: заседаниях Правления, семинарах, участвуют представители Прокуратуры Хабаровского края, что способствует более глубокому рассмотрению правовых вопросов местного самоуправления.
Думаю, что о позитивной роли Соглашения о взаимодействии Прокуратуры Хабаровского края с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Хабаровского края» говорит и сам факт проведения сегодняшней встречи. Мы исходим из того, что и органы местного самоуправления, и органы прокуратуры имеют главной целью наиболее полное и качественное решение вопросов местного значения в интересах жителей Хабаровского края. Конечно, функции и инструменты у нас разные, но нас объединяет общая цель - благо людей".
На встрече были обсуждены вопросы:
- Об обеспечении исполнения в крае требований законодательства на территориях опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток.
- О мерах по защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе в связи с организацией летнего оздоровительного отдыха.
- О реализации полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
- Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Выступили: глава городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре Жорник А.В., мэр города Хабаровска Кравчук С.А., глава Ульчского муниципального района Иващук Ф.В.,
Большое внимание и обсуждение вызвало выступление Исполнительного директора Совета мунициальных образований С.К. Смолегцева:
"Как организация межмуниципального сотрудничества Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края» содействует муниципалитетам в решении актуальных и проблемных вопросов местного самоуправления.
Один из таких вопросов - это реформа контрольно-надзорной деятельности, обусловленная принятием 248 федерального закона от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Вступление в силу этого закона требует от органов местного самоуправления принятия соответствующих нормативных правовых актов, изучения и освоения соответствующих видов и форм контроля. Как все новое, это вызывает потребность в методической поддержке. Мы знаем, что у муниципалитетов есть определенный запрос на такую поддержку. Поэтому организуем и проводим обучение глав и специалистов местного самоуправления по этой теме.
Так, в 2020 году мы провели обучающий семинар в режиме ВКС по проблемным вопросам земельного контроля. С удовлетворением отмечу плодотворное участие в этом семинаре представителей прокуратуры Хабаровского края.
В 2021 году был проведен крупный семинар Совета «Актуальные вопросы реформы контрольно-надзорной деятельности и контроля за органами местного самоуправления». Участники семинара (120 чел.) получили глубокие и практические рекомендации по:
- основным задачам реформы муниципального контроля на своевременном этапе. Этапы работы (принятие положений, работа в реестрах, проверочные листы, оценка эффективности и результативности);
- видам муниципального контроля, основным проблемам при подготовке положений о видах контроля;
- о возможности отказа от системы управления рисками, системы досудебного обжалования, последствия;
- основным вопросам подготовки программ профилактики;
- о переходном периоде в цифровизации;
- об изменениях в действующем законодательстве в части осуществления контроля за органами местного самоуправления.
Эти рекомендации мы получили от ведущего эксперта по вопросам развития местного самоуправления, советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) Пахомова Алексея Викторовича.
Как Ассоциация мы воспользовались возможностью получить поддержку у экспертов Общероссийского Конгресса муниципальных образований (г. Москва) в подготовке модельных муниципальных правовых актов по вопросам:
- по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля;
- по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля, лесного контроля, другие;
- об утверждении формы проверочного листа, используемого при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте,
- об утверждении ормы проверочного листа, используемого при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, о проверочном листе по муниципальному жилищному контролю и другие.
Разработанные модельные формы постановлений, программ, проверочных листов по всем видам муниципального контроля направлены нами во все муниципалитеты края.
В тоже время и сейчас проблемных вопросов в сфере муниципального контроля остается немало в связи со вступлением в силу отдельных частей 248-ФЗ.
С другой стороны, появляется и новое регулирование в этой сфере, связанное с текущей ситуацией в мире. Поэтому в марте 2022 года в рамках Правления Совета с участием Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края мы обсудили коррективы в сфере муниципального контроля в связи с Постановлением Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 г «Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля».
Запрос руководителей и специалистов местного самоуправления на актуальные знания в сфере контрольно-надзорной деятельности существует, и мы будем эту работу продолжать. Стараемся привлекать для этого лучших экспертов, в том числе федерального уровня. С учетом сложившегося делового взаимодействия Ассоциации с прокуратурой края надеемся на вашу поддержку в этой работе и дальше.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края» констатирует ощутимую пользу развивающегося взаимодействия с прокуратурой края и надеется на его дальнейшее развитие.
Позвольте внести некоторые предложения, относящиеся к взаимодействию между органами местного самоуправления и органами прокуратуры в городских округах и муниципальных районах.
Они относятся к практике применения на местном уровне статьи 6 федерального закона 2202/1 от 17.01.1992г «О Прокуратуре Российской Федерации». Встречаются случаи, когда срок на исполнение обязательных требований прокурора даются одни сутки и даже несколько часов, хотя запрос с трудом можно отнести к указанному в п.2.1 ст 6 Закона «наличие угрозы, причинения вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Возникают и ситуации с запросом информаций, документов, материалов, официально опубликованных в СМИ и на официальных сайтах органом местного самоуправления.
Такие ситуации волей-неволей создают помехи грамотному и конструктивному взаимодействию прокуратуры и местных властей в их общей работе на благо жителей края.
Поэтому обращаюсь с просьбой к органам прокуратуры назначать сроки исполнения обязательных требований, достаточные для глубокого и качественного ответа.
На практике возникают ситуации, когда прокуратурой вносится протест на муниципальный правовой акт, не приведенный в соответствие с вышестоящим законодательством, а при этом сроки проведения процедур, необходимых для принятия НПА меньше времени, прошедшего с момента изменений в законодательстве. Просим органы прокуратуры в подобных случаях учитывать сроки процедур, необходимых для подготовки принятия НПА.
* Органам прокуратуры проводить совместные совещания и мероприятия в форме «круглых столов», семинаров, рабочих встреч, диспутов по вопросам охраны окружающей среды;
* Органам прокуратуры размещать обзор надзорной практики в разрезе муниципальных образований края на официальных источниках: сайте краевой прокуратуры, сайте СМО;
* Органам прокуратуры рассмотреть вопрос проведения совместных рейдов администрации города с представителями прокуратуры района, направленных на выявление и пресечение нарушений в сфере благоустройства".
По итогам встречи принят проект решения.