Конституционный Суд РФ защитил госслужащих от необоснованного увольнения при перераспределении должностных обязанностей

Тип: закон

История вопроса

С 2008 года Лариса Зарубина работала референтом Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ. Весной 2019 года в Министерстве был создан новый Департамент, которому перешли функции нескольких отделов и штат госслужащих. Л.Зарубиной предложили изменить условия служебного контракта, заняв должность советника отдела Департамента со сходными обязанностями. Однако она не согласилась, поскольку новая должность относилась к нижестоящей. Контракт с заявительницей был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена. Полагая увольнение незаконным, Л.Зарубина обратилась в суды, но поддержки не нашла.

Позиция Суда

Государственная гражданская служба осуществляется в публичных интересах, связана с реализацией особых функций и должна отвечать принципу стабильности. Это предполагает сохранение статуса госслужащего путем перераспределения кадров внутри единой системы госорганов. Так обеспечивается баланс публичных и частных интересов, что согласуется с конституционными предписаниями.

Специфика госслужбы обусловливает значительные ограничения свободы сторон служебного контракта при определении его условий. Бо́льшая их часть фактически определяется в нормативно-правовом порядке. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ. Изменение представителем нанимателя такого существенного условия служебного контракта, как наименование должности, возможно только в случае ее переименования в Реестре должностей федеральной госслужбы и не должно приводить к отнесению ее к другой категории или группе. При этом переименование должности не может затрагивать должностные обязанности госслужащего и другие условия служебного контракта. Иное предполагает не изменение наименования должности, а введение новой. В такой ситуации изменение существенных условий контракта без согласия госслужащего, а также его увольнение в связи с отказом от замещения этой новой должности без предоставления ему гарантий не согласуются с конституционными предписаниями. 

Перераспределение должностных обязанностей, которое необходимо для повышения эффективности работы конкретного госоргана, и исключение из штатного расписания замещаемой госслужащим должности не может расцениваться в качестве изменения существенных условий служебной деятельности и не является основанием для одностороннего изменения представителем нанимателя условий служебного контракта.

Оспариваемые положения не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий служебного контракта в связи с введением в штатное расписание взамен существующей должности – новой, относящейся к иной категории или группе, со сходными обязанностями и не предполагают увольнения госслужащего в связи с его отказом от замещения иной (нижестоящей) должности. При таком изменении в организационно-штатной структуре госоргана должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей гражданской службы. Дело заявительницы подлежит пересмотру. 

Пресс-служба Конституционного Суда РФ​