Суть дела
Оспариваемым подпунктом предусмотрено, что жильцы обязаны направлять коммунальщикам копию свидетельства о поверке или иного документа, подтверждающего проверку счетчиков.
Истец указал, что 24 сентября 2020 года вступила в силу новая редакция части 4 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», которой изменён порядок подтверждения факта проведения поверки приборов учёта: теперь предусмотрено, что результаты подтверждаются не свидетельством о поверке (или иными документами), а сведениями включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»), которые являются необходимым и достаточным доказательством.
Заявитель пояснил, что в мае 2021 года у него проверили счётчик горячей воды, но исполнитель коммунальных услуг отказался признать этот факт на основании сведений ФГИС «Аршин» и потребовал представления свидетельства. Так как заявитель свидетельство коммунальщикам не дал, ему начали производить начисление оплаты за горячее водоснабжение не по счетчику, а по нормативам.
Таким образом, по мнению истца, требование исполнителя коммунальных услуг по представлению свидетельства по поверке прибора учёта допускает дискриминационные методы расчёта объёмов потребления коммунальных услуг и приводит к необходимости несения им дополнительных расходов.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в письменных возражениях иск не признало, ссылаясь на то, что оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Решением ВС РФ от 11 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В жалобе истец полагает, что вывод первой инстанции противоречит сложившемуся в данной отрасли пониманию порядка подтверждения поверки приборов учёта, предусмотренному действующей редакцией части 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений. Большинство потребителей коммунальных услуг на практике уже не требуют представления свидетельства о поверке прибора учёта и для подтверждения поверки используют сведения, содержащиеся в ФГИС «Аршин».
Позиция ВС
Часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года №254-ФЗ, предусматривала, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Приведённой норме в полной мере соответствовало предписание подпункта «д» пункта 34 Правил в части, предусматривающей обязанность потребителя по направлению исполнителю копии свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Между тем в настоящее время такого соответствия норме, имеющей большую юридическую силу, не имеется.
«Из содержания федерального закона ясно и определённо следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдаётся лишь по заявлению владельца средств измерений», - отмечает ВС со ссылкой на часть 4 статьи 13 закона от 27 декабря 2019 года №496-ФЗ
Высшая инстанция указывает, что изменения в статью 13 Закона об обеспечении единства измерений вступили в силу 24 сентября 2020 гола, а, следовательно, с этой даты оспариваемый подпункт не соответствует новым установленным требованиям, что является основанием для удовлетворения административного иска.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении дела допустил неправильное истолкование закона, что привело к вынесению ошибочного решения, имеются основания для его отмены, пришёл к выводу ВС.
В результате Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ определила признать недействующим с 1 сентября 2022 года подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, в части, предусматривающей обязанность потребителя направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта.