Позиция Суда
Согласие уполномоченной организации на строительство зданий в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства необходимо для обеспечения их безопасности, а также защиты жизни и здоровья граждан. Вместе с тем вмешательство государства не должно нарушать баланс между интересами общества, условиями защиты основных прав личности и вопросами собственности. Граждане не должны подвергаться чрезмерным обременениям.
Земельный кодекс РФ ввел в 2018 году запрет требовать согласования размещения зданий в границах зон с особыми условиями использования территорий, если прямо не закреплено иное. В этих условиях безопасная работа объектов охранных зон, включая зоны объектов электросетевого хозяйства, обеспечивается, главным образом, за счет нормативной конкретизации в актах Правительства РФ ограничений хозяйственной деятельности в таких зонах.
Однако исчерпывающий перечень ограничений применительно к охранным зонам объектов электроэнергии до сих пор не установлен. При таких обстоятельствах отказ от института предварительного согласования строительства в охранной зоне электросетевого хозяйства несет в себе конституционно неприемлемый риск нарушения надежной и безопасной работы этих объектов и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Таким образом, оспоренное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку, в частности, является мерой временной; согласование строительства осуществляется органом власти; отказ в согласовании должен быть четко мотивирован и может быть оспорен в суде.
Правительству РФ необходимо в кратчайший срок внести изменения в действующее правовое регулирование, установив в положении об охранных зонах объектов электроэнергетики порядок, исключающий получение физическими и юридическими лицами предварительного письменного согласования строительства или реконструкции зданий и сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.
Правоприменительные решения по делу гражданина В.Колобаева подлежат пересмотру.
Пресс-служба Конституционного Суда РФ