История вопроса
С 2014 года Юлия Платонова*, Арина Сушкина* и Анастасия Яблокина* владеют домом в селе Новая Усмань, в который встроено кафе. В 2009 предыдущая собственница получила разрешение местной администрации на ввод дома в эксплуатацию после реконструкции.
Но в 2020-м администрация отменила это решение. Она сочла, что использование здания не соответствует проектной документации, к тому же дом нарушает охранные зоны линии электропередач и подземного газопровода.
Владелицы дома попытались оспорить действия администрации, но суды в этом отказали. В свою очередь муниципальные власти потребовали снести дом как самовольную постройку. Их требование суды тоже не удовлетворили.
По мнению Платновой, Сушкиной и Яблокиной, первый абзац ч. 1 ст. 48 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», который позволяет муниципальным властям отменять изданные ими же акты во внесудебном порядке, нарушает конституционные гарантии.
Позиция КС
Сама по себе оспариваема норма выступает гарантией самостоятельности муниципальных властей, указывает Конституционный суд. Поэтому саму по себе ее нельзя рассматривать как противоречащую Основному закону.
В то же время на практике самостоятельная отмена местной администрацией предшествующих решений может повлечь неблагоприятные последствия для собственников и местного сообщества в целом. Это особенно относится к решениям, которые могут повлечь запрет на эксплуатацию или признание постройки самовольной с последующим сносом, отмечает КС.
В законодательстве есть прямой запрет для местных властей на снос зарегистрированной в ЕГРН недвижимости как самостроя. С учетом этого спорную норму нельзя рассматривать как допускающую отмену органами местного самоуправления во внесудебном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию здания после государственной регистрации права собственности на него. В таком толковании оспариваемое положение не противоречит Конституции.
КС предписал пересмотреть дело Платновой, Сушкиной и Яблокиной.
Запрет лучше прописать в законе
Снос дома в подобном случае означал бы лишение жилья добросовестных собственников, указывает Мария Спиридонова, управляющий партнер Легес Бюро . Правовое регулирование, которое нарушает право собственности и право на жилье, недопустимо.
Законодатель упустил этот вопрос при определении полномочий муниципальных властей. Для предотвращения подобных случаев следует внести соответствующие поправки в законодательство, полагает Спиридонова.
*Имена изменены редакцией