О юридической поддержке Советом муниципальных образований Хабаровского края муниципальных образований края в 2022 году

Тип: обзор

2. Оказана практическая помощь двадцати муниципальным образованиям края. Совместно с главами и специалистами анализировались исковые требования, доказательственная база, а также документы, предоставляемые истцами и ответчиками документы ходе производства гражданских дел. В том числе, были составлены:

  • заявление об отсрочке исполнения судебных решений в сфере похоронного дела;
  • возражение на административное исковое заявление о признании бездействия администрации сельского поселения, выразившееся в необеспечении земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей;
  • отзыв на исковое заявление о возмещение затрат за коммунальные услуги в выморочном жилом помещении;
  • апелляционная жалоба на решение суда о признании незаконным бездействия и о возложении обязанностей обеспечить транспортной инфраструктурой земельные участки, предоставленные гражданам, имеющих трех и более детей.

Оказана помощь в составлении ходатайств: о привлечении лица в качестве соответчика; о приобщении документов к материалам дела; о запросе судом информации.

Даны рекомендации и примерная форма обращения в правоохранительные органы о проведении проверки по факту.

Рекомендованы к применению формы исковых заявлений: о расторжении договора аренды; о взыскании задолженности по договору; о при знании права собственности на бесхозяйное имущество.

Кроме этого, по просьбам муниципалитетов производился подбор и направление материалов о муниципальном контроле; наемных, аварийных и подлежащих сносу жилых домов; о бесхозяйном и выморочном имуществе; о создании, формировании и деятельности муниципальных общественных советах; об обеспечении пожарной безопасности; о гидротехнических сооружениях.

3. В течение 2022 года Советом муниципальных образований были направлены официальные ответы в муниципальные образования края:

  • о вопросах в сфере профилактики правонарушений и функциях органов местного самоуправления по разработке муниципальных программ (по запросу сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района);
  •  по вопросам снятия с регистрационного учета граждан без их согласия (по запросу сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района);
  • по вопросам создания минерализованной полосы вокруг населенных пунктов (по запросу сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района);
  • по противопожарным барьерам (по запросу сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района);
  • о возврате задолженности в связи с переходом выморочного имущества в порядке наследования по закону (по запросу Найхинского сельского поселения Нанайского района).

4. В 2022 году была проведена большая работа в рамках методического обеспечения муниципалитетов.

4.1. В муниципалитеты края направлялась следующая информация методического характера:

  • о муниципальном жилищном контроле;
  • об изменениях и нововведениях в правовом регулировании вопросов вырубки (сноса) зеленых насаждений;
  • о ключевых и индикативных показателях муниципального контроля;
  • о видах муниципального контроля;
  • о методических рекомендациях, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно– коммунального хозяйства от 29.12.2–21 №1042/пр, по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований;
  • об определении границ прилегающих территорий;
  • о направлении мнений специалистов ФГУБ (ВНИИПО МЧС России) по вопросам противопожарной безопасности, поступивших в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Хабаровского края».

4.2. По вопросам организации и осуществления муниципального контроля в новых условиях (в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») в муниципальные образования были направлены:

  •  Рекомендации по разработке программ профилактики рисков;
  • О системе оценки и управления рисками при осуществлении муниципального контроля.

Наряду с рекомендациями и разъяснениями муниципалитетам края направлялись модельные муниципальные правовые акты в области муниципального контроля.

4.3. В методическом разделе на официальном сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» был размещен следующий материал:

  • «В администрацию муниципального образования поступило требование (уведомление) банка о возврате задолженности по кредитному договору в связи с переходом выморочного имущества (жилого дома) в порядке наследования по закону. Будет ли правомерным данное требование, если имеются наследники, которые фактически проживают и пользуются имуществом (жилым домом)?»[1];
  • Что изменится в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате с 2023 года?»[2];
  • «На территориях муниципальных образований сложилась практика, когда граждане выезжают с территории муниципального образования, не проживают там более 10 лет, но при этом сохраняют регистрацию по месту жительства. Возможно ли снять с регистрационного учета таких граждан без их согласия?»[3];
  •  «Что такое антикоррупционная оговорка? Обязательно ли включать такую оговорку в контракты, заключаемые в целях муниципальных закупок товаров, работ и услуг?[4];
  • «Об изменениях и нововведениях в правовом регулировании вопросов вырубки (сноса) зеленых насаждений»[5];
  • «Возможно ли осуществить перевод земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков?»[6];
  • «Что такое разрешенное использование земельных участков? Какие бывают виды разрешенного использования? Влияет ли вид разрешенного использования на деятельность, которая осуществляется на этом земельном участке?»[7];

[7] http://cmokhv.ru/materials/mat20220820/

  • «Обзор: с 1 марта 2023 года вносятся изменения в правила противопожарного режима что изменится в основах законодательства Российской Федерации о нотариате с 2023 года краткий обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством утвержден президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)»[1];
  • «Основные законодательные изменения о закупках в 2023 году»[2];
  • Краткий обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительство[3];
  •  «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья»[4];
  • «C 01.12.2022 вступает в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
  • «В сфере пожарной безопасности есть вопросы, которые в настоящее время не теряют своей актуальности для муниципальных образований.»[5];
  • «Самовольная постройка на территории муниципального образования. В каких случаях постройку можно признать самовольной? Какой орган принимает решение о сносе самовольной постройки?»[6];
  •  «Довольно часто в своей деятельности органы местного самоуправления сталкиваются с ситуацией, когда необходимо изменить границы территориальной зоны земельного участка. Что же такое территориальная зона земельного участка и как можно изменить ее границы?»[7]
  • «Муниципальное образование просит разъяснить целесообразность принятия администрацией сельского поселения муниципальной программы профилактики правонарушений и противодействия преступности в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 182–ФЗ, учитывая предложение прокуратуры»[8].

4.3. Для глав и специалистов муниципальных образований края были разработаны и опубликованы следующие методические рекомендации:

  •  «Методические рекомендации по организации претензионно- исковой работы в муниципальном образовании»[9];
  •  «Муниципальный контроль: правовое регулирование в новых условиях. Комментарий к Федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации» (от 31.07.2020 № 248-ФЗ)»[10];
  •  «Методические рекомендации для органов местного самоуправления Хабаровского края по выявлению и оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного и выморочного имущества»;
  • «Судебник. Судебная практика органов местного самоуправления Хабаровского края»[11].

     5.В рамках взаимодействия с федеральными органами государственной власти и иными организациями в целях получения подробной и расширенной информации по проблемным вопросам, возникающих в муниципалитетах, Совет муниципальных образований Хабаровского края обращался с запросами:

  • в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю о предоставлении разъяснений отдельных положений Правил противопожарного режима В Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Р.Ф. от 16.09.2020 №1479;
  • Руководителям ФГБУ ВНИИМО МЧС России и Всероссийского научно– исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России по разъяснению отдельных вопросов пожарной безопасности (противопожарные полосы и противопожарные барьеры);
  • в Управление Росреестра по Хабаровскому краю о земельных участках, имеющих «временный характер»;
  • в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по вопросу санитарно– защитных зон мест захоронения;
  • в Амурское территориальное управление (Рыболовства) о разъяснении по заверению копий документов, прилагаемых к заявкам на предоставление водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • в Избирательную комиссию Хабаровского края, в Законодательную Думу Хабаровского края, прокурору Хабаровского края о порядке финансирования и распределения денежных средств, выделенных избирательным комиссиям из бюджета муниципального образования на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления;
  • в Законодательную Думу Хабаровского края о законотворческой практике применения налога на профессиональный доход в Хабаровском крае.

       В отчетный период действовала двустороння связь с региональными Советами муниципальных образований, ВАРМСУ и ОКМО:

  • по запросу Ульяновской области была предоставлена информация о практиках применения налога на профессиональный доход;
  • по запросу Ульяновской области была предоставлена информация о практике исполнений муниципалитетами края решений суда об обязании создать условия для обеспечение жителей услуг бани;
  • на запрос Иркутской области была предоставлена информация о практиках проведения органами местного самоуправления мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли;
  • направлен запрос в АСМО Ульяновской области о практике привлечения к субсидиарной ответственности органов местного самоуправления в делах о признании не состоятельными (банкротство) предприятий, учредителями которых являются органы местного самоуправления;
  • по запросу ВАРМСУ был предоставлен ответ о выплатах надбавок к пенсиям лицам, замещающим должности муниципальной службы;
  • по запросу ОКМО о результатах обсуждения изменений в правовое регулирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ в части регулирования административной ответственности за нарушение региональных норм и правил.

      6.В целях изучения практики реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления среди муниципалитетов края проводились:

  •      опрос о назначении и выплате надбавок к муниципальным пенсиям. Вопросы:1)имеется ли в муниципальном образовании практика выплаты за счет местного бюджета надбавок к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы; 2)по каким целевым статьям и направлениям расходов она проводится в местном бюджете; 3)разняться ли объемы размера надбавок по муниципалитетам; 4)имелись ли случаи прекращения рассматриваемых выплат.

Вывод: Выплаты надбавок к пенсии производятся ежемесячно за счет средств местных бюджетов. Варианты выбора целевых статей и направлений расходов, по которым проводится указанная выплата в местных бюджетах, различны. Единого подхода к их определению в муниципальных образованиях края не выработано.

Объемы рассматриваемых выплат в муниципалитетах края различны и зависят от: стажа муниципальной службы; размера страховой пенсии по старости; установленного размера должностного оклада (на день увольнения); размера надбавок к денежному содержанию (районный коэффициент, надбавка за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях). Случаи прекращения указанных выплат в крае отсутствуют.

  • анализ практики реализации полномочий по проведению мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли. Вывод: Указанные мероприятия в большинстве муниципальных образований не проводятся. В ряде случаях такие мероприятия проводятся при межведомственном взаимодействии органов местного самоуправления и субъектами, наделенными правом контроля за оборотом наркотических средств и профилактикой правонарушений;
  • мониторинг исполнения судебных решений об обязании создать условия для обеспечение жителей услуг бани.

Вывод: Исполнение указанных решений муниципалитеты обеспечивают различными способами.

Так, например, на момент вступления в силу соответствующего судебного решения в городском поселении «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского района в собственности юридического лица, осуществляющего физкультурно- оздоровительную деятельность, имелось помывочное помещение. В ходе устных переговоров с собственником объекта, администрацией городского поселения было предложено подать заявку на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях оказания помощи в предоставлении услуги банного обслуживанию населению. Такая субсидия была предоставлена лицу в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» на 2018-2025годы».

Администрацией городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района была разработана муниципальная программа «Строительство объекта «Банный комплекс по ул. Октябрьской в г. Бикине» на период 2019-2021 г., которая с учетом изменений действует до 2025 года. Перечень мероприятий по программе, финансовое обеспечение и сроки исполнения по годам излагаются в приложениях к программе. Реализация мероприятий программы дает основание муниципальному образованию обращаться за отсрочкой исполнения судебного акта.

В муниципальной собственности сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро - Чумиканского района на момент вступления в законную силу решения суда (2012 год) имелось здание муниципальной бани, которое не функционировало и требовало капитального ремонта.

Средств местного бюджета хватило только на составление локального сметного расчета на капитальный ремонт здания.

Из-за отсутствия дополнительных источников дохода на выполнение работ по капитальному ремонту здания бани, глава администрации обратилась к Губернатору Хабаровского края. В дальнейшем сельскому поселению были выделены межбюджетные трансферты, на которые в 2017 году был проведен капитальный ремонт здания бани.

Администрация Ульчского района и поселения Ульчского района, в отношении которых в 2020 году были приняты судебные решения, обязывающие создать на территории сельских поселений условий для бытового обслуживания населения путем обеспечения жителей поселения услугами бани, периодически объявляют конкурс на право заключения договора на предоставление населению услуг бани. До настоящего времени на конкурс никто не вышел, поэтому решения суда остаются неисполненными.

  • проведен анализ создания, формирования и деятельности муниципальных общественных палат (советов) ДФО. Результаты анализы были изложены в статье «Общая характеристика региональных и муниципальных нормативных правовых актов Дальневосточного Федерального округа». Результаты проведенного анализа были изложены в параграфах статьи: Общая информация о наличии Общественных палат (советов); Правовые основы деятельности Общественных палат (советов) ДФО; Особенности формирование муниципальных Общественных палат; Функции муниципальных Общественных палат (советов); Численный состав и гарантии деятельности муниципальных Общественных палат (советов); Практические аспекты деятельности общественных советов (палат) ДФО.

Статья была включена в комплексный Доклад о работе муниципальных общественных палат (советов) в Российской Федерации.

7. Советом муниципальных образований созданы в информационном сервисе WhatsApp группы «Палата сельских поселений», «Палата городских поселений» и «Муниципальные юристы», где размещается информация правового характера: обзоры законодательства в различной сфере общественных отношений, судебная практика, судебные акты Конституционного Суда Р.Ф., разъяснения и методические рекомендации.


[10] Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края» Комментарии (разъяснения) к федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Хабаровск. 2022. С.124

[11] Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края» Судебник (Судебная практика органов местного самоуправления Хабаровского края). Полезная книжка для органов местного самоуправления. Хабаровск. 2021. С.200

С. Образцова - юрист СМО Хабаровского края