- уменьшены размеры штрафов. Так, если лицо, которое совершило выявленное в ходе проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля правонарушение, предотвратило его вредные последствия либо добровольно возместило причиненный ущерб (добровольно устранило причиненный вред), административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы;
- правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением (есть исключения), применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.
Минэкономразвития России запустил программу поддержки предпринимателей. Планируется реализовать программу в 84 регионах после успешного пилотного проекта в нескольких регионах. В частности, в центрах «Мой бизнес» предприниматели могут удвоить рекламный бюджет на продвижение в соцсети ВКонтакте. Подробнее о мерах поддержки и условиях программы можно узнать в центрах «Мой бизнес» в своем регионе и на сайте мойбизнес.рф.
На сайте Правительства РФ заработан навигатор в виде анкеты, который помогает сориентироваться в мерах господдержки.
Продлены на 2023 г. особенности предоставления государственной или муниципальной преференции, в частности, для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, для социального обеспечения населения. Так, преференция предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа, но его нужно уведомить (за исключением некоторых случаев) в установленный срок. К уведомлению необходимо приложить ряд документов.
В 2022 и 2023 гг. к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций применяется ряд особенностей. В частности, могут быть определены случаи предоставления отсрочки платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на публичном земельном участке.
Утверждено Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Документ начинает действовать 10 марта 2022 г.
До 31 декабря 2023 г. включительно продлена возможность по решению высшего исполнительного органа субъекта РФ заключать без конкурса концессионное соглашение, концедент по которому - субъект РФ, если права владения и (или) пользования всеми участками, где планируется реализовывать это соглашение, переданы лицу, с которым хотят заключить такое соглашение, не позднее 1 июня 2022 г. Правительство РФ может установить и иные случаи. Указанное правило не применяют к концессионным соглашениям, касающимся некоторых объектов (например, объектов ж/д транспорта).
Утверждены особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Их перечень определит Минпромторг России по согласованию с Минобороны России и Госкорпорациями «Росатом», «Роскосмос». Работодатели, включенные в перечень, смогут, например, установить работникам, на которых распространяются названные особенности, 24-часовую продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Минпромторг России совместно с Минтрудом России утвердил методические рекомендации, касающиеся порядка применения указанных особенностей.
Приостановлена разработка законопроекта об установлении ответственности за нарушение законодательства о национальной системе прослеживаемости. Проект перенесен в план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2023 г.
Установлены ограничения на распространение контрсанкционной информации среди неопределенного круга лиц, в том числе в СМИ и Интернете. Определено, в частности:
- какие сведения относятся к такой информации. Так, это сведения любого характера (например, экономического) о совершенных или планируемых российскими участниками внешнеторговой деятельности сделках в области внешней торговли для обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ, если распространение этих сведений может повлечь введение в отношении сторон иностранных санкций;
- какие сведения не относятся к такой информации, например коммерческая тайна;
- каков порядок распространения этой информации. Например, для ее распространения требуется письменное согласие ее обладателя (некоторым лицам не нужно получать согласие);
- когда указанные ограничения прекращают действовать. Например, если такую информацию распространит сам участник внешнеторговой деятельности.
До 1 января 2025 г. для некоторых юрлиц отменена обязанность обнародовать необходимую информацию в Интернете, в частности для НКО - размещать отчет о своей деятельности (исключение - НКО, выполняющие функции иностранного агента).
Правовые основы предоставления государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах и расходах
Обязанность представления государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера установлена:
- статьями 8, 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- статьями 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»
- статьей 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справка)
При заполнении справок необходимо использовать Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ежегодно подготавливаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Методические рекомендации размещены на сайте Роструда (http://www.rosmintrud.ru).
Справка составляется как на государственного гражданского, муниципального служащего, так и отдельно на супругу (супруга); каждого несовершеннолетнего ребенка служащего.
Справки обязаны представлять:
- государственные гражданские и муниципальные служащие, замещающие должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- граждане, претендующие на замещение любой должности государственной гражданской или муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сроки представления справки:
- государственные служащие, замещающие должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, ежегодно;
- все остальные государственные и муниципальные служащие, а также иные работники, обязанные представлять указанные сведения, - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, ежегодно;
- лица, претендующие на должность (соискатели), - до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов.
Если государственный гражданский, муниципальный служащий обнаружил, что в представленных им сведениях не отражена или не полностью отражена какая-либо информация либо имеются ошибки, то в течение месяца он имеет право представить уточненную справку, но не позднее 31 мая года, следующего за отчетным (включительно).
Если последний день срока представления справки приходится на нерабочий день, то справка должна быть представлена в последний рабочий день. В нерабочий день справка может быть направлена посредством почтовой связи.
Отчетный период
государственный гражданский или муниципальный служащий представляет ежегодно сведения:
а) о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, в том числе о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений;
б) об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, о счетах в банках и иных кредитных организациях, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающие одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах, цифровой валюте, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).
Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Определены в статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», организации, вне зависимости от форм собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Порядок принятия устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав
Устав муниципального образования принимается представительным органом, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан (ч.3 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Проект устава, проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, внесении изменений в устав подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного представительным органом порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (ч.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Не требуется опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (ч.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)
Публичные слушания при внесении изменений в устав
На публичные слушания должны выноситься проект устава, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (ч.3 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Как следствие, не требуется проводить публичные слушания, если в устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, Устава Хабаровского края, Законов Хабаровского края в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать:
- заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний,
- заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта,
другие меры, - обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч.4 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа (ч.5 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)
В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав как голос депутата представительного органа (ч.5 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).