Планом предусмотрено обследование существующих ливневых систем водоотведения с дальнейшим утверждением их схем или внесением изменений в уже существующие схемы, определение объема поверхностных сточных вод, планируемых к приему в ливневки, выявление подтопляемых проблемных точек, передача ливневок на обслуживание специализированным организациям. По результатам обследования планируется определить потребность в строительстве, реконструкции или модернизации ливневых систем водоотведения, позже это будет включено в региональные программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
До сих пор при проектировании ливневок используются данные об интенсивности дождей за первую половину XX века
Кроме того, планируется актуализация свода правил по защите территорий от подтоплений, рассказали в ведомстве. Предполагается уточнить требования к дренажным системам и средствам инженерной защиты от подтоплений, отводу поверхностных вод при проектировании ливневых систем водоотведения. Это позволит предотвратить смыв грунта в ливнестоки, часть стоков направить во временные хранилища для дальнейшего использования при поливе растений, а часть непосредственно в систему ливнеотвода.
У ливневой канализации есть множество нерешенных правовых, технологических и экономических проблем, считают в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). Отсутствуют единые термины в документах, не выстроена система назначения гарантирующей организации по ливневке, возможность получения ею тарифа и заключения договоров с абонентами системы. В дорожном законодательстве нет требований к обустройству ливневки на всех дорогах. Запрещается сброс поверхностных сточных вод на рельеф, а не в водоем, при этом в ряде случаев альтернатив просто нет, так как водоема поблизости может не быть, отмечают в РАВВ. А если водоем есть, то ливневые стоки требуется очистить до состояния питьевой воды, такого количества и качества очистных сооружений в стране нет, говорят эксперты. У городских служб зачастую нет информации о реальном расположении ливневой канализации, иногда сети находятся у разных владельцев, а за многие участки вообще никто не отвечает.
Также необходимо актуализировать климатические параметры и оценку интенсивности дождей, на основе которых рассчитывается пропускная способность ливневок, говорят эксперты РАВВ. Сейчас при проектировании этих систем используется метод, разработанный еще в 1970-х годах по данным об интенсивности дождей за первую половину XX века. Но за 50 лет очень многое изменилось.
Еще одна проблема - в городах увеличивается площадь водонепроницаемых покрытий, так как все больше территорий покрываются асфальтом. В итоге вода, которая ранее попадала в почву, теперь уходит только в канализационные сети, не рассчитанные на такие объемы.
На деньги федеральной программы разрешено строить ливневки только в прошлом году, говорит главный эксперт Народного фронта по ЖКХ Светлана Калинина. "С этого года при проверке проектов благоустройства будем обращать внимание - предусмотрена ливневая канализация или нет, теперь можно спрашивать это с заказчиков проектов. Это очень большие затраты - вывести сток в коллекторную систему. Но когда случаются затопления уровня чрезвычайных ситуаций, государство тратит в десятки раз больше средств на ликвидацию", - говорит она.
Собственных средств у дотационных регионов и муниципалитетов на обустройство ливневок не было, поясняет Калинина. Пытаясь решать проблему хоть как-то, многие стали делать хотя бы отводные каналы, из дворов, парков - объектов благоустройства - воду стали отводить в зеленые зоны. Но в таком случае мы получаем другую проблему, экологическую - масло, бензин, реагенты тоже уходят в насаждения, отмечает эксперт. И тогда из бюджета выделяют деньги уже на восстановление озеленения. При этом воды настолько много во время таяния, что она и в зеленой зоне собирается в "озера" и все равно вытекает на дороги, но уже с грязью. Это нерациональный, хоть и "бюджетный" вариант решения проблемы, считает Калинина.
Между тем международный опыт показывает, что вопросы развития систем сбора и отвода ливневых вод часто решаются как раз с использованием не только традиционной системы трубопроводов для отвода вод ("серая" инфраструктура), но и через создание элементов "зеленой" инфраструктуры (дождевые сады, биодренажные канавы и др.), отмечается в исследовании факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Например, концепция "города-губки" заключается в том, что объекты "зеленой" инфраструктуры накапливают дождевую воду в период интенсивных осадков и снижают нагрузку на "серую" инфраструктуру, хранят и очищают дождевую воду. Это позволяет использовать ее для хозяйственных целей, когда это необходимо. Дождевая вода становится не проблемой, а ресурсом.