Опираясь на заключение эксперта, УК дважды обращалось в ОМСУ с просьбой установить экономически обоснованный размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. ОМСУ ответил УК, что "исходя из сложившейся социально-экономической ситуации и недопущения социальной напряженности принято решение не увеличивать тариф" на содержание жилья для спорного МКД, а также "принято решение не проводить в 2022 году индексацию на содержание жилья".
Эти ответы УК сочла бездействием ОМСУ и оспорила его в суде, но безрезультатно:
- размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, по общему правилу определяется на общем собрании собственниками помещений. Закрепленная ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса обязанность органа местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения носит факультативный характер;
- из материалов дела следует, что собственниками МКД на внеочередном собрании было принято решение "не увеличивать размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД". Иными словами, отказавшись от увеличения размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, собственники фактически приняли решение об установлении такого размера в соответствии с тарифом, утвержденным ОМСУ ранее, – 18,34 руб. за 1 кв.м;
- при таких данных обращение УК в ОМСУ с требованием об увеличении размера платы на содержание и ремонт общего имущества МКД не соответствует условиям действующего договора управления и направлено на изменение установленного размера такой платы вопреки воле собственников жилых помещений;
- в данном случае принятие решения об увеличении размера платы на содержание и ремонт общего имущества МКД не является обязательным, поскольку из буквального содержания муниципального "Порядка установления размеров платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения" этого не следует. Напротив, согласно статье 3 Порядка в случае, если в период действия установленных ОМСУ размеров платы собственниками помещений на их общем собрании принимается решение об установлении размера платы, предложенного УК в соответствии с перечнем и периодичностью выполнения работ (услуг) по содержанию и ремонту конкретного мкд, заявитель направляет в администрацию города копию протокола ОСС, установленные собственниками помещений на их общем собрании размеры платы действуют с даты, определенной собственниками помещений;
- нормы жилищного законодательства, предусматривающие возможность установления органом МСУ платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД, ориентированы на ситуацию, когда собственники помещений не выразили свою волю на установление размера платы на содержание общего имущества, на ситуацию неопределенности в отношении размера платы, а не на преодоление воли собственников;
- само по себе непринятие решения об увеличении размера платы на содержание и ремонт общего имущества МКД не свидетельствует о незаконном бездействии Администрации, поскольку Администрация совершила необходимые действия по рассмотрению обращения заявителя и приняла по нему решение.
Верховный Суд РФ отказал УК в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2023 г. № 304-ЭС23-4815).