Верховный Суд установил приоритет защиты конкуренции в процессе определения получателя бюджетной субсидии

Тип: обзор

Причиной спора по делу № А46-20277/2021 стали разногласия по применению утвержденного городской администрацией Положения о субсидировании затрат на капремонт МКД. Документ содержит основания по предоставлению субсидий, порядок отбора претендентов на конкурсной основе и требования к заявке. 
 В декабре 2019 года администрация города объявила о проведении конкурсного отбора, на который поступило три заявки. Среди них была заявка от «Омскэлектро», с которой по итогам оценки заявок и было заключено соглашение о предоставлении субсидии, так как два других участника не предоставили полный пакет документов и не были допущены к конкурсу.
 Управление ФАС, проведя выездную проверку, завело дело в связи с признаками нарушения закона «О защите конкуренции». По мнению ведомства, выделение «Омскэлектро» субсидии в размере 33,6 миллиона рублей было неправомерным. 
 Дело было рассмотрено арбитражным судом. Суд первой инстанции выявил, что допуск общества к субсидии был проведен с нарушением правил: общество не предоставило некоторые обязательные документы и включило в сметы работы, которые не были предусмотрены соответствующим перечнем.
 Окружная инстанция, отменяя данное решение, поддержанное апелляционным судом, ссылалась на то, что отбор получателей субсидии не имеет отношения к процедурам, связанным с антимонопольной политикой, так как результаты отбора не влияют на конкуренцию, а предоставление субсидий регулируется положениями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

B свою очередь, Верховный Суд обратил внимание на постановление Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года № 2, который разъясняет вопросы применения антимонопольного законодательства. В соответствии с ним под его действие попадают конкурентные процедуры определения поставщика и порядок выделения субсидий в рамках бюджетного законодательства.
 Таким образом, из-за нарушения правил отбора администрация должна была отклонить заявку «Омскэлектро» и провести отбор повторно. А допуск и предоставление обществу субсидии следует считать нарушением Закона о защите конкуренции.
 По результатам рассмотрения жалобы, принятые арбитражным судом первой и апелляционной инстанциями по делу решения оставлены в силе, а постановление окружного суда отменено.
 Ранее LegemNews.Ru сообщали о расширении возможности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного порядка. Изменения вносятся в Кодекс РФ об административных правонарушениях и вдвое увеличивают штраф для компаний, повторно не исполняющих предписания ФАС.

https://legemnews.ru/