Суть дела
ООО «Лесной мир» обратилось в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о внесении изменений в условия договора аренды лесного участка путем заключения к нему дополнительного соглашения.
В обоснование иска Общество указало, что в 2018 году на участке были проведены лесоустроительные работы, на основании которых были утверждены новые материалы лесоустройства участка и изменён его адрес. Общество обратилось в министерство с предложением заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка, однако получило отказ госоргана, который сослался на то, что договор заключен по результатам торгов и может быть изменен только в судебном порядке
Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил требования истца. Апелляционный суд и суд округа оставили решение первой инстанции без изменения. Суды отметили, что в результате таксации Ульяновского лесничества, проведенной в 2018 году, получена информация, уточняющая местоположение арендуемого обществом лесного участка, а также количественные и качественные характеристики лесного участка, что является основанием для внесения соответствующих изменений в договор аренды лесного участка.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд.
Позиция ВС
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, приведенной в постановлении от 17 декабря 2013 года №12157/13, лесным законодательством в редакции, действовавшей на дату заключения спорного договора аренды, не была предусмотрена возможность изменения тех условий заключенного на аукционе договора аренды лесного участка, которые были включены в аукционную документацию, указывает ВС.
При этом он отмечает, что в дальнейшем статья 74 Лесного кодекса была дополнена частью 2.1, которая предусматривала, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Кроме того, с 1 октября 2015 года в Лесном кодексе появилась статья 74.1, которая регулирует порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.
«Частью 2 данной статьи предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр», — напоминает Верховный суд.
В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Исходя из буквального толкования статьи 74.1 Лесного кодекса, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения, поясняет высшая инстанция.
«При этом, если речь идет не о возникновении в период действия договора аренды обстоятельств, послуживших причиной существенного изменения характеристик лесного участка, а о несоответствии сведений, из которых стороны исходили при заключении договора, фактическим количественным и качественным характеристикам лесного участка на этот момент, то оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется», — уточняет ВС.
Толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по итогам торгов, стало возможно только в судебном порядке и только при наличии установленных законом оснований, констатирует Верховный суд.
Он подчёркивает, что именно лицо, обращающееся в суд с иском о внесении изменений в договор аренды лесного участка, касающихся в том числе уменьшения размера арендной платы, должно доказать наличие предусмотренных законом оснований для таких изменений.
Суды, удовлетворяя требование Общества и уменьшая арендную плату, определенную по договору, заключенному по результатам аукциона для осуществления рекреационной деятельности, не указали, какие имелись для этого основания, предусмотренные частью 2 статьи 74 Лесного кодекса как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора, так и действующей в настоящее время статьей 74.1 данного Кодекса, резюмирует ВС.
Помимо этого, высшая инстанция указывает, что нижестоящие суды не проверили данные, содержавшиеся в аукционной документации в части описания лесного участка, предоставляемого в аренду — схему расположения лесного участка, его характеристики, в том числе наличие и удаленность дорог от спорного участка, что имеет существенное значение для определения арендной платы.
На основании изложенного ВС отменил оспариваемые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
(номер дела в Верховном суде: 306-ЭС23-5655)