Томск. В городе развивают раннее профильное обучение школьников

Тип: очерк

- Мы пять лет набираем классы ранней профилизации по трем направлениям - технологическое, гуманитарное и химико-биологическое, - сообщила корреспонденту "РГ" координатор профориентационной работы, педагог - организатор томской школы "Перспектива" Галина Бочарова. - В конце шестого класса проводим дни открытых дверей, где детям и родителям старшеклассники рассказывают, как они учатся по тому или иному профилю, показывают лаборатории, оборудование, свои проекты и исследования. И, переходя в седьмой класс, ребята выбирают профиль обучения по интересам.

Чтобы увлечь школьников выбранными предметами, учителя приобщают их к научным и практическим исследованиям. Для этого в муниципальной школе создали экспериментальную базу с современным оборудованием и наладили тесное сотрудничество с томскими вузами и предприятиями-партнерами. Здесь работают кафедра инженерной подготовки Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, площадки по робототехнике и управлению квадрокоптерами, лаборатория искусственного интеллекта. А также завершается создание технологической базы для полного цикла выращивания растений - от пробирки до открытого грунта.

- У нас есть лаборатория химического анализа, где дети проводят исследования на уровне генома и выращивают микроклональные растения. Построена автоматизированная сити-ферма для сложных опытов с растениями и "умная" теплица для выращивания рассады, - отметил учитель биологии школы "Перспектива" Евгений Плотников. - В этом году мы выиграли региональный грант на строительство опытно-экспериментальной площадки - летнего класса для изучения развития растений в открытом грунте. Корпус площадки уже построен. Весной установим необходимое оборудование, и ребята смогут открыть полевой сезон. Идея проекта - не только в создании замкнутого цикла выращивания растений, это еще и экологическое образование. Ведь мы с детьми выращиваем краснокнижные растения, чтобы восстанавливать их популяцию в природе.

Вместе с учеными Томского госуниверситета школьники занимаются интродукцией маральего корня - известного эндемика Сибири, ареал которого сокращается. В своей микроклональной лаборатории они получают семена устойчивых видов маральего корня, потом на сити-ферме и в "умной" теплице выращивают посадочный материал. А в следующем году будут высаживать его в открытый грунт на новой экспериментальной площадке, чтобы после акклиматизации перенести в естественные условия произрастания.

- Этот проект мы реализуем совместно с передовой инженерной школой ТГУ "Агробиотек", - подчеркнула директор школы Ирина Сахарова. - Он направлен на развитие естественно-научного образования - именно на него государство сегодня делает ставку. Нам нужно со школьной скамьи готовить специалистов, которые будут работать на продовольственную и фармацевтическую безопасность страны. Ведь им предстоит создавать новые сорта растений, лекарственные препараты, медицинские технологии. Ребята проводят исследования на стыке наук, получают мультинавыки и отрабатывают их на практике. Свой опыт мы уже транслируем в другие учебные заведения и регионы. На нашей научной площадке, созданной совместно с "Агробиотеком", мы будем обучать педагогов из других школ тому, как развивать проектно-исследовательскую деятельность именно в практической плоскости.

«Российская газета»