1.Заключение договора оказания услуг с ТКО
Выводы, содержащиеся в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными услугами» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023):
-Договор о вывозе мусора с территории многоквартирного дома считается заключенным с региональным оператором с даты выбора управляющей организации или даты заключения договора управления домом (п.5 Обзора).
-Если арендатор не заключил договор с региональным оператором, услуги последнего должен оплачивать собственник недвижимости (п. 7 Обзора)
Исключения: |
- арендатор подал заявку на заключение договора, но между ним и оператором возникли разногласия (п. 7.2 Обзора); - собственник вовремя уведомил оператора о сдаче здания в аренду, и у того было достаточно информации об арендаторе и его хозяйственной деятельности (п. 7.3 Обзора). |
2. Исполнение договора оказания услуг по обращению с ТКО
-Собственники отходов не вправе применять фактический учет исходя из массы отходов. Они могут выбрать только один из двух расчетных способов (п. 10 Обзора).
-Владелец нежилого помещения в МКД вправе осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из числа и объема контейнеров, если у него есть свой контейнер, установленный на площадке накопления ТКО (п. 13 Обзора).
-Если собственник квартиры постоянно проживает в другом месте, это не освобождает его от оплаты вывоза мусора от дома, где находится квартира (п. 18 Обзора).
-Когда плата за вывоз мусора рассчитывается исходя из общей площади квартиры, а не числа жильцов, это не мешает перерасчету в случае их временного отсутствия (п. 19 Обзора).
-Если из-за снегопада зимой мусоровоз не имеет доступа к месту сбора отходов, это не является форс-мажором и не освобождает регионального оператора от ответственности (п. 20 Обзора).
3.Накопление ТКО
-Если контейнерная площадка предназначена для накопления отходов нескольких МКД, расходы на ее содержание делятся пропорционально общей площади помещений в каждом доме (п. 26 Обзора).
-Муниципалитеты не могут вводить требования к способам складирования и сбора ТКО, которых нет в федеральном законодательстве (п. 31 Обзора).
4.Проверка и административная ответственность за нарушения при обращении с ТКО
-Органы жилищного надзора вправе проверить, соответствует ли тарифам плата, которую начисляет региональный оператор (п. 42 Обзора).
-Нельзя штрафовать собственника ТКО лишь за то, что у него нет договора с региональным оператором. Если собственник не направил заявку, оператор оказывает услугу на условиях типового договора (п. 49 Обзора).
-Если региональный оператор несвоевременно предоставляет потребителю платежные документы, его должны оштрафовать за ненадлежащее оказание услуг, а не за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (п. 51 Обзора).
Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением ТКО (155,7 КБ)