О юридически значимых сообщениях по электронной почте в контрольной (надзорной) деятельности

Тип: обзор

  • Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
  •  На основании ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 248-ФЗ:

контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при государственного контроля (надзора) или оказании государственных и муниципальных услуг; для информирования может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица.

  •  При этом, ч. 5 ст. 21 ФЗ 248-ФЗ используется формулировка "Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если...". 
  • Информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ/ИП, ЕГРН, ГИС ЖКХ и других является официальной. Поэтому адрес электронной почты, указанный в них, рассматривается судами как официальный адрес электронной почты. Не имеет значения, если при заполнении ИС этот адрес указали формально, «для галочки». Бесполезно также ссылаться на то, что организация фактически не пользуется данным адресом электронной почты или сотрудники не имеют к нему доступа (например, постановление 12 ААС по делу № А06 – 3138/2019).
  • Контролируемое лицо несет риск неблагоприятных последствий несвоевременного прочтения (непрочтения) корреспонденции, полученной по официальному адресу электронной почты (например, постановление 15 ААС по делу № А32 – 52442/2019).
  • При этом, контрольному (надзорному) органу рекомендуется все таки обеспечить материалы для доказательства того, что информация направлена по надлежащему адресу электронной почты. 

Такими доказательствами могут быть:
- уведомление об успешной доставке письма на сервер адресата;
- ответные письма КЛ с отметками о получении корреспонденции или зарегистрированным секретарем входящим номером;
- электронное уведомление о прочтении письма адресатом;
- скриншот страницы, подтверждающий направление письма по электронной почте (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18).

  • Большинство судов исходит из того, что электронное письмо, отправленное на официальный адрес электронной почты организации, считается полученным адресатом. Здесь, по сути, работает тот же механизм, что с обычной почтой. Если письмо поступило на почтамт, а получатель не явился за ним – значит, он и несёт соответствующие риски. Так и с электронным письмом. Если оно пришло на сервер получателя, но адресат не открыл и не прочитал его – это уже его риски.

Алексей Пахомов