В с вязи с внесением изменений в Федеральный закон № 248-ФЗ в части дополнения возможностью проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица (Федеральный закон от 04.08.2023 № 483-ФЗ) нас обязывают внести изменения в положение о виде контроля в части дополнения видов профилактических мероприятий профилактическим визитом. Обязаны ли мы это делать?

Тип: интервью

Если положением о виде муниципального контроля такой вид профилактического мероприятия как профилактический визит не предусмотрен, то такое требование является необоснованным по следующим основаниям:

  •  В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 3 ФЗ 248-ФЗ положением о виде контроля должен быть предусмотрен, в том числе,  перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления соответствующего вида контроля.
  •  Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учетом того, что при осуществлении муниципального контроля является обязательным проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено ФЗ о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством  (ч. 2 ст. 45 ФЗ № 248-ФЗ). То есть обязательными являются только информирование и консультирование. Профилактический визит не отнесен к обязательным профилактическим мероприятиям в рамках муниципального контроля. 
  •  Для всех семи видов муниципального контроля иные положения в этой части федеральными законами о видах контроля, общими требованиями к организации и осуществлению видов муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации не предусмотрены. 
  •  Профилактический визит, проводимый по инициативе контролируемого лица, не является самостоятельным видом профилактического мероприятия (ч. 1 ст. 45 ФЗ-248). 
  •  Положение о виде муниципального контроля утверждается представительным органом муниципального образования (п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 248-ФЗ).
  • Таким образом, полномочие по определению перечня профилактических мероприятий является исключительным полномочием представительного органа и относится к дискреционным полномочиям. 
  •  Дискреционные полномочия это совокупность прав и обязанностей органа публичной власти, должностного лица, предоставляющие возможность органу власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющие возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных нормативным правовым актом вариантов управленческих решений.

Таким образом, ФЗ № 248-ФЗ предоставляет самостоятельное право представительному органу определять перечень профилактических мероприятий с учетом обязательного перечня, установленного законом. 

Вопрос целесообразности включения профилактического визита в положение о виде контроля – исключительное полномочие представительного органа. 

Вместе с тем, если положением о виде контроля профилактический визит уже предусмотрен одним из двух вариантов:

1. Если в положении о виде контроля предусмотрено проведение профилактического визита, однако отсутствует детальный порядок его проведения. 

▪️Данная правовая ситуация соответствует требованиям ФЗ № 248-ФЗ учитывая, что п. 3 ч. 5 ст. 3 ФЗ 248-ФЗ обязывает установить в положении о виде контроля только вид профилактического мероприятия. При этом порядок проведения профилактического визита определен ФЗ 248-ФЗ.

▪️П. 7 ч. 5 ст. 3 ФЗ 248-ФЗ установлено, что в положении о виде контроля разрешено устанавливать только то, что разрешено соответствующими федеральными законами.

▪️Учитывая изложенное, в данном правовом случае, требование о включении в положение о виде контроля порядка проведения профилактического визита, проводимого по инициативе контролируемого лица, будет являться не обоснованным.

2. Если же, при принятии положения о виде контроля, в положение был включен детальный порядок проведения профилактического визита, то после вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положение о виде контроля, в части проведения профилактического визита, будет являться не полным. 

Выводы:

  •  Если положением о виде муниципального контроля профилактический визит не предусмотрен, то требование об обязательном включении в положение инициативного профвизита является не обоснованным. Это исключительное дискреционное полномочие представительного органа. 
  • Если в положении о виде контроля указан только вид профилактического мероприятия – профвизит, и не расписан детальный порядок его проведения, то инициативный профилактический визит проводится в порядке, установленном ФЗ 248-ФЗ и специального указания в положении не требуется, так как это не самостоятельный вид профилактического мероприятия, а один их вариантов проведения профвизита.
  • Если же в положении о виде контроля расписан детальный порядок проведения профвизита, то будет необходимо дополнить этот порядок положениями Федерального закона от 04.08.2023 № 483-ФЗ. В противном случае данный порядок будет не полным. 

А.В. Пахомов - федеральный эксперт в сфере контрольно-надзорной деятельности, руководитель федерального проекта «Мунконтроль.РФ» г. Москва