Интервью губернатора Челябинской области Алексея Текслера (https://t.me/alexeytexlerofficial), председателя комиссии Госсовета «Экономика и финансы».
- Какими вопросами занимается ваша комиссия, кто из губернаторов и чиновников входит в ее состав, как часто вы собираетесь лично, каков механизм работы между заседаниями?
Наша комиссия является центром сбора инициатив и выработки предложений для развития экономики в целом, в том числе развития регионов и мер поддержки бизнеса. Комиссия играет важную роль в вопросах бюджетного и налогового регулирования, включая вопросы межбюджетных отношений, которые для регионов являются очень чувствительными.
Комиссия подключается к решению особо актуальных вопросов. К примеру, в прошлом году комиссия активно работала по совершенствованию системы единого налогового счета. Вы помните, начало работы системы требовало некоторой настройки.
Также на постоянной основе ведется работа по поддержанию заработной платы в бюджетной сфере регионов на уровнях, предусмотренных «майскими» Указами. Мы анализируем ситуацию в регионах и предлагаем Правительству оказывать помощь тем субъектам РФ, которые в этом нуждаются.
Сильна роль комиссии и в реализации национальных проектов. Исторически мы занимаемся национальным проектом «Производительность труда». Также мы работали по вопросу развития экспорта, в том числе по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», который сейчас в силу важности выделен
в отдельную комиссию Госсовета «Международная кооперация и экспорт». Комиссия также работает по другим вопросам. К примеру, в этом году провели два заседания по развитию креативных индустрий.
В условиях структурной перестройки экономики также регулярно появляются вопросы, требующие оперативного вмешательства и выработки эффективных решений по поддержке бизнеса. Особенно много по этому треку работали в 2022 году в период резкого усиления санкционного давления.
Поэтому состав нашей комиссии охватывает большое число глав регионов – членов Госсовета. Также в комиссию входит большое число федеральных ведомств. Это и Минэкономразвития России, и Минфин, и Минпромторг, а также Счетная Палата, ФАС. Широкое представительство в комиссии и у законодательной ветви власти, включая сенаторов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
Из-за системной значимости наших решений заседания нашей комиссии проходят достаточно часто, порядка 5-7 заседаний в год, и преимущественно в очном формате.
Что касается регламента работы между заседаниями, то комиссия по экономике и финансам является соисполнителем большого числа поручений Президента в области финансово-экономической политики. Выработка в ежедневном режиме взвешенных предложений по ним составляет основной объем работы. Соответственно, в постоянном режиме работает секретариат комиссии. Проводим мониторинг и опросы регионов по вопросам, которые требуют обсуждения.
- Какие полезные инициативы вашей комиссии уже внедрены в реальную жизнь, какова от них отдача?
С того момента, как я возглавил комиссию, прошло уже четыре с лишним года. Работа была очень насыщенной. Сделано было многое.
Мы совместно с федеральными органами власти работали над настройкой мер контрсанкционного давления, формированием, в связи с этим, необходимых мер поддержки бизнеса, внедряли инструменты для развития инфраструктуры в регионах.
И, конечно, очень многое было сделано в межбюджетной сфере.
Мы смогли вместе с федеральным центром прийти к решениям по закреплению в Бюджетном кодексе обязательной ежегодной индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на уровень не ниже инфляции. При нынешних параметрах бюджетов это означает обязательный рост поддержки регионов ежегодно на десятки миллиардов рублей.
Для регионов, которые интенсивно развивают экономику и наращивают свои бюджетные доходы, утвердили в 2021 году у Президента решение о плавном снижении этой дотации при переходе через пороговый уровень РБО в 0,9. Раньше, если ты переходил, через «порог», дотация резко снижалась, иногда почти до нуля. И это, конечно, демотивировало регионы. Поскольку собственные доходы хоть и растут в такой ситуации, но всё же не так быстро, как снижалась дотация. Это было очень важное решение для крепких регионов с РБО в диапазоне 0,8-0,9, которые стараются сделать рывок и выйти из категории дотационных.
В этом году, в свою очередь, удалось выйти на важные решения для регионов с бюджетной обеспеченностью менее 0,65 – это регионы, для которых эффективная настройка мер федеральной поддержки наиболее важна.
В мае состоялось расширенное заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам с комиссиями Госсовета, в рамках которого мы совместно с коллегами из Минфина России согласовали на уровне Президента особый подход к списанию двух третей задолженности по бюджетным кредитам для этих регионов. Это решение затронет порядка 35-40 регионов и, по моему мнению, его можно фактически считать новой программой поддержки для них, которая позволит в ближайшие годы направить существенные средства на достижение национальных целей развития в этих регионах.
- Какие революционные наработки сейчас в работе комиссии? Какие направления работы вы считаете главными?
В межбюджетной сфере у федерального правительства практически на выходе обновленные подходы к расчету предельных уровней софинансирования по субсидиям для регионов на следующие 6 лет и сами значения этих уровней. То, что в профессиональной среде называется новые «три девятки», по номеру постановления правительства, в которое планируется внести изменения.
Это важнейшее решение, которое определит на ближайшие годы распределение для регионов федеральных средств на триллионы рублей, в первую очередь на реализацию нацпроектов. Мы принимали самое активное участие в выработке этих подходов и анализе получавшихся расчетов, и хочу сказать, что нам удалось достичь максимально сбалансированного решения в учете интересов регионов и задач федерального центра.
Также сейчас мы плотно взаимодействуем с коллегами из Администрации Президента, «Российским экспортным центром», новой комиссией Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт» в части подготовки Президиума Госсовета по развитию экспорта. Ожидаем, что Президент одобрит его проведение в ближайшее время, и мы обсудим предложения, которые наша комиссия совместно с «Российским экспортным центром», заинтересованными ФОИВами готовила практически 1,5 года, активно обсуждая их с регионами и федеральными министерствами.
Готовим второй Русский Экономический Форум. Первый прошел в прошлом году в Челябинске и получил самые позитивные отзывы. Здесь мы планируем содержательные дискуссии по широкому спектру вопросов, связанных с практической работой по достижению национальных целей развития на ближайшие годы. И конечно, особое внимание, уделим вопросам денежно-кредитной политики. Обсудим в том числе перспективы развития фондового рынка при нынешней ключевой ставке. Приглашаю всех 7-9 ноября к нам в Челябинск. Будет интересно и содержательно.
В конце года, в декабре, представим ставший уже традиционным ежегодный доклад по повышению долгосрочной финансовой устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В условиях поставленной Президентом задачи по выравниванию бюджетных возможностей регионов эта работа приобретает дополнительную актуальность.
- Для Вас - председательство в комиссии это дополнительное бремя или допресурс?
Для меня это – большая ответственность, а также возможность донести позицию не только нашего региона, но и всех субъектов Российской Федерации до федерального центра по вопросам развития экономики и финансовой системы. Думаю, Вы со мной согласитесь, что это ключевые сферы, от которых зависит развитие регионов и страны в целом.
- Помогает ли Вам статус председателя комиссии в лоббировании интересов Вашего региона?
Так использовать статус председателя комиссии было бы неправильно.
- Что, как Вы думаете, изменится с назначением секретарем Госсовета Алексея Дюмина, какие надежды Вы связываете с его назначением? Изменится ли работа Госсовета, на Ваш взгляд?
Уже задан высокий темп работы. Произошли изменения в комиссиях, в том числе увеличилось их количество. Уверен, что роль Госсовета возрастет еще больше,
а значит и голос регионов усилится. Алексей Геннадьевич, будучи губернатором и председателем Комиссии по направлению «Промышленность», всегда отстаивал интересы регионов на высшем уровне. На недавнем совещании с председателями комиссий он подтвердил приверженность данной позиции. Поэтому мы рассчитываем, что голос регионов будет звучать сильнее.
Также хочу сказать слова благодарности Игорю Евгеньевичу Левитину. У Госсовета был сформирован хороший задел. Мы всегда чувствовали от него поддержку.