Муниципалитеты и свалки: как справедливость восстанавливается через судебные решения

Тип: обзор

Стартом анализа полномочий по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на земельном участке неразграниченной государственной собственности стало судебное дело одного сельсовета, где Истец обязывал органы местного самоуправления ликвидировать ее еще в 2018 году.

На момент рассмотрения данного спора Конституционный Суд РФ уже высказал правовую позицию, которая являлась общеобязательной для всех судов РФ, согласно которой использование в правоприменительной практике положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве нормативного основания для возложения на муниципальные образования безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом РФ в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями (постановления от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П).

Также и в Определении от 28 марта 2017 года № 720-О Конституционный Суд РФ указал, что, учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также принимая во внимание, что содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности, правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в постановлениях от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П и сохраняющие свою силу, не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, - в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение в отношении иных случаев неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования.

В связи с этим, при разрешении правоприменительными органами, в том числе судами, дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, помимо общих положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.

Дальше было судебное дело города Кодинск, где региональный оператор взыскал денежные средства с муниципального образования за ликвидацию несанкционированной свалки, чем побудил представителей города совместно с сотрудниками нашего Института подготовить жалобу в Конституционный Суд РФ, по результатам рассмотрения которой 30.05.2023 вынесено Постановление 27-П.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ: применение на районном уровне

Весной 2023 года прокурор обратился в Ужурский районный суд с требованием обязать произвести очистку территорий района от несанкционированных свалок ТКО.

В свою очередь главы Ужурского района и Прилужского сельсовета района обратились за правовой поддержкой к специалистам Института.

Максим Пенизев, заместитель начальника экспертно-правового отдела Института:

После вынесения Конституционным Судом РФ по жалобе города Кодинск Постановления от 30.05.2023 № 27-П наметился новый путь решения проблемы с ликвидацией несанкционированных мест размещения отходов.

Конституционный Суд обозначил, что сфера обращения с отходами является комплексной отраслью, в которой у каждого из уровней публичной власти – федерального, регионального и муниципального есть свой круг обязанностей и бремя ответственности. Кроме этого, установил, что суды, при вынесении решений о ликвидации муниципальными образованиями несанкционированных свалок, должны указывать минимально необходимые источники софинансирования из федерального и регионального бюджета.

Однако даже при наличии такой позиции проблема продолжает оставаться неоднозначной.

В деле Прилужского сельсовета и Ужурского района нам удалось отстоять позицию и в решении указаны обязанности органов государственной власти Российской Федерации и Красноярского края по софинансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

Что было сделано?

  • Заявлены ходатайства о привлечении в качестве соответчиков, а также подготовлена развернутая правовая позиция для каждого из муниципальных образований по данному вопросу.
  • Со стороны Ужурского района была подготовлена проектная документация с указанием конкретных минимальных сумм, необходимых для ликвидации свалок.
  • Получены ответы от близлежащих полигонов ТКО об объемах отходов, которые они могут принять.
  • Представлен анализ финансовых возможностей муниципальных образований с учетом дотационности и дефицита муниципальных бюджетов.

В результате суд принял решение распределить бремя ликвидации свалки между тремя уровнями публичной власти, что соответствует выводам Конституционного Суда РФ об ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Так как это одно из первых таких решений в Красноярском крае, то ему, скорее всего, еще предстоит пройти проверку в вышестоящих судебных инстанциях.

При рассмотрении иска прокурора Ужурский районный суд установил, что минимальная ориентировочная стоимость ликвидации свалки составит
24 241 251 рублей 84 копейки.

По результатам рассмотрения аргументов сторон, суд удовлетворил требования прокурора частично, возложив на Ужурский район обязанность подготовить документацию о предстоящих расходах в связи с ликвидацией несанкционированных свалок и направить их в Министерство экологии Красноярского края и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В свою очередь, на указанные Министерства возложена обязанность софинансировать мероприятия по ликвидации администрацией Ужурского района Красноярского края несанкционированных свалок в размере 90 % (21 817 126,66 руб.) от общего объема необходимых расходов (по 45 % каждый).

После получения софинансирования из федерального и краевого бюджетов Администрация Ужурского района должна будет ликвидировать несанкционированные свалки.

https://vk.com/@-116033518-delo-o-raspredelenii-obyazannostei-po-likvidacii-nesankcioni