В обоснование иска РСО сослалась на то, что у городской администрации нет полномочий по установлению предельно допустимого срока отключения систем ГВС при использовании закрытой системы ГВС, а в результате применения оспариваемого постановления в отношении РСО было возбуждено и рассмотрено более 250 дел об административных правонарушениях за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С позицией теплосбыта согласились и суды, в том числе СК по административным делам Верховного Суда РФ (Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2024 г. № 10-КАД24-4-К6):
- организация водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения городского округа;
- при этом полномочия ОМСУ определены ст. 17 Закона об общих принципах организации МСУ, согласно пункту 4.2 которой ОМСУ обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". А в силу ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям ОМСУ городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся помимо прочего организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (пункт 5);
- согласно ч. 1 ст. 21 Закона о теплоснабжении собственники источников теплоэнергии, теплосетей обязаны согласовывать с ОМСУ вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников теплоэнергии, теплосетей устанавливается Правительством РФ и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия ОМСУ решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации;
- однако конкретные сроки вывода объектов централизованных систем ГВС, в том числе водопроводных и тепловых сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями раздела IV Правил горячего водоснабжения № 642, и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников теплоэнергии и теплосетей № 889, действовавшими в период принятия оспариваемого акта;
- при этом полномочия по установлению предельных сроков отключения систем ГВС указанными нормативными правовыми актами органам МСУ не предоставлены (ч. 3 ст. 21 Закона о теплоснабжении);
- отношения по предоставлению коммунальных услуг населению урегулированы Правилами № 354, в силу пункта 4 приложения № 1 к которым продолжительность перерыва в ГВС в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения ГВС осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Между тем указанные СанПиН утратили силу, а в действующих СанПиН 2.1.3684-21 временных ограничений периода ежегодных профилактических ремонтов не установлено вообще;
- в соответствии с абзацем 2 п. 5.1.5 Правил № 170, ремонт теплосетей, теплопунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением ГВС, – 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами МСУ;
- между тем, административным ответчиком в оспариваемом постановлении срок установлен для всех без исключения случаев вывода в ремонт, без учета длительности фактической необходимости отключения ГВС и в отсутствие возможности ее корректировки, хотя указанные выше нормативные акты не предоставляют органам МСУ полномочий по установлению предельно допустимого срока отключения систем ГВС,
- таким образом, администрация города как ОМСУ – обладая полномочиями лишь по согласованию срока вывода в ремонт источников теплоэнергии и теплосетей, – вышла за пределы своих полномочий и императивно установила пресекательный срок отключения систем горячего водоснабжения.
Верховный Суд РФ. Администрация города не вправе устанавливать предельные сроки отключения горячей воды
Тип: обзор