Федеральным законом № 131-ФЗ общий срок приведения муниципальных правовых актов в соответствие с вновь принятыми федеральными законами не устанавливается. Однако такой срок может быть установлен в уставе муниципального образования при определении порядка принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов (п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).
Вместе с тем, следует иметь в виду, что отсутствие определенного срока для приведения муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством не означает, что данная обязанность может не исполняться. Необходимые муниципальные правовые акты должны приниматься в разумные срок, с учетом правовых и организационных особенностей правотворческой процедуры в муниципальном образовании (в частности, периодичности проведения заседаний представительного органа, обязательности проведения публичных слушаний в ряде случаев и т.д.).
Разумный срок для приведения муниципальный правовых актов в соответствие с федеральным законодательством может быть различным, но в среднем около 3 месяцев.
Позиция Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению по данному вопросу здесь (http://komitet-regpol.duma.gov.ru/voprosy-i-otvety/131-fz/obshhie-polozheniya/dc2dffe5-a9e5-4ac9-9032-457ccab5e428).
Необходимо ли вносить изменения в программу профилактики на 2025 год в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2024 N 540-ФЗ, который установил новые виды обязательных профилактических мероприятий? Или следует руководствоваться общим правилом, что «закон обратной силы не имеет»?
- Программа профилактики является муниципальным ненормативным правовым актом, а потому подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства. Правило «закон обратной силы не имеет» установлено Конституцией Российской Федерации (ст. 54, 57) исключительно для случаев введения дополнительных обязанностей для граждан. На деятельность публичных органов власти он не распространяется.
Какого-либо переходного периода ФЗ 540-ФЗ не содержит.
Поэтому программа профилактики подлежит уточнению после внесения изменений в положение о виде контроля и дополнения положения новыми видами профилактических мероприятий. Срок внесения изменений в программу профилактики должен быть разумным.
Часть 7 статьи 44 ФЗ 248 устанавливает, что контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда. Указанная норма может быть применена после внесения изменений в положение о виде контроля в части дополнения новыми обязательными видами профилактических мероприятий.
Однако, следует иметь ввиду, что необходимо учитывать и нормы постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 990, которые предусматривают дополнительные требования к проведению профилактических мероприятий. Например, в соответствии с п. 7 указанного постановления в целях организации профилактических визитов в программе профилактики указываются периоды (месяц, квартал), в которых подлежат проведению обязательные профилактические визиты.