В каких случаях по итогам КНМ без взаимодействия можно выдавать предписание?

Тип: обзор

Предписание является одним из решений, которое контрольный (надзорный) орган может принять по итогам контрольного (надзорного) мероприятия (п. 1 ч. 2 ст. 90 ФЗ 248). При этом, ст. 90 ФЗ 248 относится к проведению КНМ со взаимодействием, учитывая формулировки ст. 56 ФЗ 248: 
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
 Таким образом, по тексту ФЗ 248, когда речь идет о КНМ без взаимодействия используется прямая формулировка - «КНМ без взаимодействия». А соответственно, общее право инспектора выдать предписание, установленное статьей 90 ФЗ 248, относится к итогам КНМ со взаимодействием. 

Для того, чтобы правильно установить полномочия инспектора по итогам КНМ без взаимодействия необходимо обратиться к специальным нормам ФЗ 248.

1.  Наблюдение (ст. 74 ФЗ 248):

Последствия по итогам наблюдения прямо установлены ч. 3 ст. 74 ФЗ 248. 
При этом указано, что решение о выдаче предписания может быть принято в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 ФЗ 248, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля...

Таким образом, необходимо, чтобы такое право было прямо закреплено в ФЗ о виде контроля.

  •  Смотрим ФЗ о видах контроля. Например, право выдавать предписания по итогам наблюдения закреплено ст. 16 ФЗ 131 для муниципального контроля в сфере благоустройства; ч. 8 ст. 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля; ч. 4 ст. 72 ЗК РФ при осуществлении муниципального земельного контроля (в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 487-ФЗ с 01.03.2025) и в некоторых иных видах контроля. 

Сочетания слов, используемых в федеральных законах - «выдавать предписания, в том числе выявленных в ходе наблюдения» следует читать как указание на специальные полномочия инспектора, дополнительные к общим полномочиям по выдаче предписаний по итогам КНМ со взаимодействием.

  •  Не забываем смотреть особенности, установленные ПП 336 до 2030 года. Указано, что до 1 января 2030 года выдача предписаний по итогам КНМ без взаимодействия может быть предусмотрена ФЗ 248 и ПП 336 (п. 7.2. постановления). Ни для одного вида муниципального контроля в ПП 336 не установлены особенности выдачи предписаний по итогам наблюдения.  

Таким образом, выдать предписание по итогам наблюдения, можно только в случаях, установленных в ФЗ о видах контроля. 

2. Выездное обследование (ст. 75 ФЗ 248):

Последствия по итогам выездного обследования указаны в ч. 5-9 ст. 75 ФЗ 248. 

В частности указано, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, может быть принято решение о выдаче предписания в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 ФЗ 248, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля...

Таким образом, необходимо, чтобы такое право было прямо закреплено в ФЗ о виде контроля.

  •  Смотрим ФЗ о видах контроля. Ни один ФЗ о видах муниципального контроля в настоящее время не предусматривает возможность выдавать предписание по итогам выездного обследования. 
  •  Не забываем смотреть особенности, установленные ПП 336 до 2030 года. Указано, что до 1 января 2030 года выдача предписаний по итогам КНМ без взаимодействия может быть предусмотрена ФЗ 248 и ПП 336 (п. 7.2. постановления). 

Для муниципальных видов контроля установлен один случай: если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений (п. 7.2. ПП 336). Для иных видов муниципального контроля в ПП 336 не установлено право выдавать предписание по итогам выездного обследования. 

А. Пахомов https://t.me/munkontrol